Нынешняя амнистия, объявленная на прошлой неделе в честь 25-летия независимости, должна охватить 12 тысяч человек. Как будет исполняться принятый закон и что будет с бывшими заключенными на свободе – в материале «АП».
ТАДЖИКСКИЕ правозащитники считают, что исправительные учреждения необходимо разгружать ежегодно, а не по большим праздникам. Кроме того, они уверены, что зачастую применение закона об амнистии сопровождается коррупционными действиями работников правоохранительных органов.
Например, правозащитник Ойнихол Бобоназарова считает, что коррупционные риски при применении закона об амнистии сохранятся до тех пор, пока гражданское общество не будет иметь возможности контролировать его реализацию и пока его представители не будут включены в состав комиссий по контролю над исполнением закона об амнистии.
«Исправительные колонии являются особыми структурами, и в них трудно обеспечить прозрачность», - говорит она.
Адвокат Каюм Юсуфов уверен, что коррупцию искоренить невозможно, но можно уменьшить путем проведения разъяснительной и профилактической работы.
В свою очередь, юрист Шокирджон Хакимов считает, что для того, чтобы ситуация соответствовала установленным международным стандартам и обязательствам страны, нужно комплексно решать вопросы, в том числе имеющие институциональный характер.
«Для того чтобы стратегия и идеология амнистии не потеряли свою актуальность и значимость, уполномоченные органы обязаны принимать меры по пресечению коррупционных и других негативных явлений и обеспечивать прозрачность и доступность этого процесса».
Вместе с тем эксперт считает, что амнистия не решает глубинных проблем исправительной системы.
По мнению экспертов, каждая амнистия является символическим жестом, который дает человеку шанс начать новую жизнь в обществе, но помимо гуманистических соображений амнистия преследует и задачу освобождения колоний.
С этим мнением отчасти согласен и экономист Самиджан Насирджанов.
«Относительно гуманизма не уверен, скорее всего выполняются чисто практические задачи по высвобождению бюджетных средств в условиях предстоящего кризиса», - говорит он.
Когда охота пуще неволи
ОДНАКО применение амнистии часто вызывает и негативный общественный резонанс, недовольными остаются пострадавшие от рук тех, кто выходит на свободу.
Например, в Душанбе по амнистии выпущен на свободу помощник прокурора столичного района И.Сомони Фируз Холикзода, который на своем автомобиле марки «Мерседес» на высокой скорости рано утром 28 сентября совершил смертельный наезд на сотрудницу ДЭУ столичного района Сино 53-летнюю Зевармо Пирову и скрылся с места происшествия.
Кроме того, амнистия может усугубить существующие проблемы. С одной стороны, помилование дает шанс экс-зэкам начать новую жизнь, с другой - порождает рецидивы.
Так, амнистированный в 2014 году житель Айнинского района Т.Г., осужденный в 2010 году по статьям 111 (Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и 244 (Кража) УК РТ, спустя месяц после выхода на свободу совершил убийство своего отца.
Спустя неделю после той же амнистии двое ранее осужденных по ч.3 ст. 244 (Кража) жителей Куляба Б.Х. и Р.Н. были задержаны по факту совершения новой кражи.
И это не единичные случаи задержания амнистированных заключенных.
Несовершеннолетние - особая категория
ВПРОЧЕМ, по мнению экспертов, амнистия необходима в отношении несовершеннолетних, но и по этой категории есть множество проблем.
Юрист Гульчехра Рахманова в интервью «АП» заявила, что она сторонник применения амнистии в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, так как у каждого ребенка есть право на исправление и государство должно предоставить его.
Но эксперт задается рядом вопросов: что происходит с детьми после того, как они выходят на свободу? Получают ли они помощь в реабилитации и интеграции в общество? Если после освобождения с ними не работают специалисты, а затем они совершают повторные преступления, возникает вопрос: а был ли смысл?
По словам Г. Рахмановой, дети, которые оказались за решеткой, - это в основном те, кто остается без должного внимания семьи, вынужден решать свои проблемы самостоятельно.
«Очень часто это дети из неблагополучных семей или неполных семей, в которых ребенку мало уделяется времени и внимания. Зачастую после освобождения от несовершеннолетнего нарушителя семья отказывается. В этом случае ему и его семье должны приходить на помощь специальные службы, которые помогут интегрироваться в общество. И эта работа должна начинаться задолго до освобождения», - говорит Г. Рахманова.
Бывшие не спешат на работу
НО самая главная проблема - это занятость бывших заключенных. Если человек имеет достойную работу, вероятность вернуться на преступный путь у него невелика. По мнению экспертов, трудовое законодательство имеет пробелы, т.е. в законе недостаточно четко утверждены нормы, удовлетворяющие трудовые права лица, имеющего судимость.
Впрочем, О. Бобоназарова ставит под сомнение такое мнение.
Она считает, что проблем в законодательстве нет, все освободившиеся из мест лишения свободы имеют равные права. Проблема в самих работодателях и обществе, которое не принимает бывших заключенных.
О. Бобоназарова отметила, что в разные годы она встречала амнистированных заключенных у ворот колоний, и в своем большинстве практически каждый на вопрос о дальнейших планах указывал, что не видит перспективы трудоустройства на родине и намерен податься в трудовую миграцию.
В Агентстве и занятости населения при Министерстве труда, занятости населения и миграции «АП» сообщили, что они пока не получали каких-либо указаний о порядке принятия на учет бывших заключенных, а также об их трудоустройстве.
«Пока не могу ничего сказать о новом Законе «Об амнистии», определенных указаний в части, касающейся нашей работы, еще не было», - говорит заместитель директора агентства Ниёз Курбонов.
По данным агентства, после амнистии 2011 года, приуроченной к 20-летию независимости страны, в органы занятости населения обратились всего 1211 бывших заключенных, из которых 35 женщин, 11 инвалидов, пенсионеров и участников ВОВ. Из общего числа обратившихся лишь 62 человека были трудоустроены. Кроме этого, 944 человека получали денежную компенсацию в размере минимальной зарплаты в течение трех месяцев. Восемь бывших заключенных были направлены на обучение, семеро получили льготные кредиты. По амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РТ, в органы занятости населения обратились всего 1062 бывших заключенных. Из общего числа обратившихся 56 человек были трудоустроены, 725 - получили денежные компенсации, 8 были направлены на обучение и трое получили льготные кредиты.
Но это решает проблему лишь отчасти. Ведь в числе вышедших за тюремные ворота много тех, кто не имеет специальных трудовых навыков. С другой стороны, те варианты, которые способен предложить центр занятости, часто не устраивают освободившихся из-за низкой заработной платы.
По словам юриста К. Юсуфова, всего лишь малая часть освободившихся может трудоустроиться при помощи друзей или родственников, остальные пополнят ряды безработных из-за отсутствия госпрограммы интеграции в общество лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Когда бывшим заключенным нечем заняться
ЭКСПЕРТЫ считают, что экономика Таджикистана испытывает не лучшие времена, а люди, способные создавать определенного рода продукцию, сидят в колониях попросту без дела. А после освобождения, не найдя свое место в жизни, снова попадают за решетку.
С. Насирджанов уверен, что предлагаемые вакансии для бывших заключенных не востребованы и в этом случае правительство могло бы предложить возможные варианты самозанятости для этой категории лиц, введя налоговые льготы и послабления.
Кроме того, эксперт считает одной из возможностей трудоустройства амнистированных возобновление работы артелей старателей по добыче золота, драгметаллов и камней. Или выделение земельных участков для занятия сельским хозяйством. Можно также привлечь этих людей к строительству Рогунской ГЭС.
«Если не решить эту проблему сейчас, то вполне возможно, что большая часть бывших заключенных вернется в места не столь отдаленные, так и не найдя себе применения на воле», - говорит экономист.
Кроме того, эксперты напоминают, что в советскую бытность при каждой колонии были различные промпредприятия, подсобные хозяйства и фермы.
Ш. Хакимов уверен, что у правительства достаточно приоритетов, которые необходимо реализовать, особенно тех, которые связаны с возрождением реального сектора экономики и созданием благоприятных условий для граждан. Соответствующие структуры Министерства труда с другими заинтересованными органами исполнительной власти должны привлечь освобожденных из исправительно-трудовых колоний к приобретению новых профессий.
Специалисты указывают, что раньше во многих колониях функционировали профтехучилища по востребованным специальностям, чтобы при выходе на свободу человек не остался без куска хлеба. Сейчас этого уже нет. Единственным исключением является учреждение ЯС 3/13, женская исправительная колония в Нуреке.
По словам замдиректора Агентства труда и занятости населения Ниёза Курбонова, в женской колонии в Нуреке в рамках Госпрограммы содействия занятости населения в 2015 году были открыты трехмесячные курсы. Специалисты Центра обучения для взрослых учили отбывающих наказание женщин компьютерной грамотности и основам парикмахерского дела. Но это лишь единичный случай.