Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, говоря о влиянии человеческого фактора на природу, эффективных мерах в обеспечении гармонии развития природы и человека, привёл в пример печально известное Аральское море, объём воды в котором, за последнее время уменьшился в десятки раз, «благодаря» деятельности человека.
Власти Узбекистана не предпринимают ни малейших попыток улучшить или хотя бы смягчить ситуацию, несмотря на то, что существует ряд международных программ с немалыми финансовыми вложениями на оказание помощи пострадавшему Приаралью и его жителям. При этом, сам Узбекистан, который уже ни раз подвергался санкциям со стороны Европейского союза, в нарушение международного права и тайком от соседей по Аральскому бассейну построил у себя десятки новых водохранилищ и берёт воды Амударьи и Сырдарьи для собственных нужд в обход межправительственных соглашений. В настоящее время РУ использует 95% водных ресурсов реки Зеравшан, хотя 100% объёмов воды этой реки формируется на территории Таджикистана. Из её общего водозабора на долю Таджикистана приходится всего около 5%.
После распада Советского Союза Узбекистан, по-прежнему, использует выгодный ему порядок водозабора. Но, в то же время, в одностороннем порядке прекратил действие компенсационного режима водно-энергетического обмена. Только за годы независимости РУ построила на своей территории более 30 средних и малых водохранилищ руслового и наливного типа, тем самым полностью зарегулировав практически все собственные и трансграничные реки, что усугубило и без того сложную проблему Аральского моря. В его бассейне на территории Узбекистана по официальной информации построены и действуют 54 большие плотины. Однако, имеются сведения о том, что Узбекистан умышленно занижает число водохранилищ на собственной территории. Официальный Ташкент говорит о 54, в то время, как международные эксперты насчитали в Узбекистане от 70 до 75 водохранилищ.
Ещё на географической карте, составленной ко времени похода Петра I в Персию в 1722-1723 гг. есть надпись: «Озеро Оральское, которое воды свои теряет, а берега наполнены камышом». А в краткой заметке «Дельта и устья реки Амударьи» учёный А.И.Бутаков (1866) сообщает, что «В 1859 г. основное направление массы амударьинской воды изменилось, и этот рукав обмелел. Вообще же количество воды в Амударье беспрестанно уменьшается из-за множества ответвляющихся вправо проток. Наиболее крупная из них – Карабайлы разливается по низменности и образует заросшие камышом озёра, откуда вода стекает потом в одно большое русло – Улькундарью – многоводный рукав, через который Амударья впадает в Арал». Не прерываясь озёрами, до моря доходит, по наблюдениям Бутакова, только протока, называемая ниже г.Кунграда Талдыком. В 1848-49 гг. «он имел весьма быстрое течение и 3 фута глубины, а в 1858 г. стал заноситься песком».
Критическое положение дел признал и подтвердил современный российский учёный Лев Десинов, возглавляющий научную лабораторию дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН. Авторитетный учёный на основе наблюдений за нашей планетой с орбиты и снимков из космоса подтвердил, что некогда один из самых крупных внутриконтинентальных водоемов – Аральское море исчезло с лица земли, превратившись в Аралкум – огромную пустыню из химикатов. Трагедия является следствием неразумного использования водных и земельных ресурсов бассейна Аральского моря, относится к той категории стихийных бедствий, причиной которых является деятельность человека. Арал давно погиб из-за нерациональной ирригации в странах, расположенных внизу по течению Сырдарьи и Амударьи. Усыхание Арала, в свою очередь, способствовало активному таянию ледников Таджикистана, являющихся источником жизни в регионе. Ежегодно тысячи тонн пыли и соли, поднимаемые сильными ветрами с высохшего дна Аральского моря в атмосферу, распространяются на большие территории, часть этих солей оседает и на ледниках Памира и Тянь-Шаня, способствуя их активному таянию.
По убеждению Л.Десинова, стремительное высыхание Аральского моря, экологическая катастрофа в Узбекистане – это не локальная азиатская проблема. Даже из космоса видна глобальная угроза для России и не только для неё. С начала 1960-х гг. 20 века впадающие в Аральское море реки Сырдарья и Амударья были разобраны на орошение. Уровень Аральского моря упал ещё сильнее в связи с интенсивным забором вод впадающих рек на сельскохозяйственные и производственные нужды местного населения. Воды Сырдарьи и, в отдельные годы, Амударьи не доходят до моря.
От рек практически ничего не осталось, и море стало стремительно усыхать. Поскольку реки приносили в Арал огромное количество пестицидов и других химикатов, использовавшихся при выращивании хлопка, там возникли смертоносные, сконцентрированные донные отложения толщиной до 20 метров. Площадь безвозвратно высохшего моря составляет 50 тыс. кв.км! Теперь это – ядовитая пустыня из химикатов, Аралкум. Опаснее не придумаешь: вреднейший слой почвы срезается словно ножом ветрами и разносится на сотни километров вокруг. На момент распада СССР заболеваемость населения в этом районе была в 10-12 раз выше, чем в среднем по стране. Особенно высока детская смертность, статистика по онкологии. Сегодня подобные медицинские и статистические сведения власти РУ умалчивают.
«Так вот,- считает учёный Л.Десинов, - раньше эти пыльные бури двигались на восток. Но в какой-то момент с борта международной космической станции (МКС) стали замечать, что они также идут и на запад. До Волги доходили. На Эльбрусе найдены следы этих бурь. Скажу больше: есть данные, что токсичные соединения с Арала обнаружены в Антарктиде! То есть это – глобальная угроза всему миру».
Семён Золов