Казахстанское СМИ выступает за строительство Рогунской ГЭС и обвиняет Узбекистан в обмелении Арала. Автор статьи «Рогун великий и ужасный» в казахстанской газете «Мегаполис» Арман Темиржанов заявляет, что от Рогунской ГЭС страны низовья приобретут только пользу.
«С учётом роста населения и развития экономики растёт и спрос на электроэнергию. Это, соответственно, приведёт и к увеличению расхода воды из водохранилищ, которая в конечном итоге попадает в Узбекистан», - говорится в материале казахстанского журналиста.
По словам автора, за 20 лет существования Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), которая занимается установлением лимита использования водных ресурсов бассейна реки Амударьи, не было случая, чтобы Таджикистан превышал свои лимиты водозабора.
«Напротив, республика все эти годы недобирала установленные для неё лимиты воды в среднем на 16%, или 1,4 кубических км. А за последние пять лет ежегодный недобор лимита по бассейну Амударьи составил почти 20%, или около 1,8 кубокилометров (данные БВО «Амударья», Узбекистан)», - говорит автор.
По его словам, при этом в Аральское море вода точно не попала, поскольку год от года наблюдается всё большее отступление береговой линии южной части моря, куда когда-то впадала Амударья. Арал даже не получает свой лимит, ежегодно устанавливаемый для него как отдельному водопотребителю – 5–7 км3.
«В Аральское море попадают воды не Амударьи, которые полностью забираются в низовьях для ирригации, а воды Сырдарьи. Наглядное свидетельство тому – наполнение северной части Аральского моря до отметки 42 м благодаря усилиям и конкретным действиям правительства Казахстана», - заявляет А. Темиржанов
По его словам, водохранилище Рогунской ГЭС предназначено для аккумуляции водных ресурсов и их рационального и эффективного использования. «В 2001 маловодном году Таджикистан по просьбе правительства Узбекистана осуществил два залповых попуска по 10 дней расходом по 1000 м3/сек из Нурекского водохранилища мимо агрегатов Нурекской ГЭС. Хорошо, что было что сбрасывать, а если бы не было Нурекского водохранилища? Ущерб 2001 года был бы куда более ощутимым», - вопрошает он.
«Узбекская сторона не желает предпринимать шаги по повышению эффективности собственной ирригационной системы, которая уже привела к обмелению Арала, и не проявляет особого желания в деле его восстановления. По всей видимости, это связано с тем, что на узбекской части Арала зарубежными нефтегазовыми компаниями сейчас ведутся поисково-разведочные работы, а это достаточно выгодное альтернативное использование усыхающего Аральского моря», - говорит А. Темиржанов.
Автор приводит цифры, согласно которым Узбекистан и Туркменистан не рационально использует воду.
По его данным, в регионе более 92% воды используется на орошаемое земледелие. КПД использования воды – 20–40%. Удельное водопотребление в регионе многократно превышает среднемировое значение, равное 700 м3/чел. в год. В Узбекистане оно равно 2596 м3/чел. в год, Туркменистане – 4044 м3/чел. в год, Казахстане – 1943 м3/чел. в год, Таджикистане – 1843 м3/чел. в год и Кыргызстане – 1371 м3/чел. в год. Здесь скрыты огромные резервы для уменьшения дефицита воды, развития других видов её использования. Эти же показатели указывают на причины кризиса Арала.
«Сохраняя бесплатную систему водоподачи, Узбекистан и Туркменистан, которые используют в совокупности до 85% водных ресурсов Амударьи, поощряют водопользователей к неразумному, нерациональному и неэффективному водопользованию. В результате образовались десятки искусственных озёр, на огромных просторах поднялся уровень грунтовых вод, приведших к вторичному засолению грунтов и орошаемых земель, что стали причиной аральской катастрофы. Спасти Арал при таком отношении к использованию его водных ресурсов невозможно», - пишет Арман Темиржанов.
Свой материал автор заканчивает словами - если Узбекистан не начнёт менять принципы орошения своих полей и реконструировать ирригационные системы, то о восстановлении Арала можно забыть.
«С каждым годом уменьшается площадь ледников в горах Тянь-Шаня и Памира, являющихся главными источниками пресной воды для стран Центральной Азии. И если сейчас не предпринять мер по рациональному использованию и без того скудных водных ресурсов, то завтра может быть поздно», - говорит Темиржанов.