Строительство Рогунской ГЭС является важным не только для Таджикистана, но и для всего Центрально-азиатского региона, как гаранта сохранности водных ресурсов и их регулирования, и это понимают все страны, в том числе и Узбекистан, однако этот вопрос политизируется. Об этом сообщил 23 июля на пресс-конференции первый замминистра мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Султон Рахимов.
По его словам, строительство ГЭС и их водохранилищ на реках Сырдарья и Амударья является важным механизмом регулирования стока рек и сохранения водных ресурсов – это понимают все страны региона.
«Дело в том, что в публикациях до 2008 года, даже самих узбекских экспертов, использованы документы советского периода, где указано, насколько Рогун необходим. Есть схема комплексного использования 1986 года, где сказано, что в случае пару засушливых лет в бассейне Амударьи наступит катастрофическая засуха. В связи с этим, еще тогда правительство СССР просили ускорить строительство Рогунской ГЭС. Все эти документы есть, и они подписаны также узбекской стороной», - пояснил он.
Подобная ситуация, вспоминает Рахимов, произошедшая в 2000-2001 годах, когда два года подряд были засушливыми, показала, что действительно в бассейне Амударьи не хватает водохранилищ для надёжного регулирования и обеспечения водой.
Хотя тогда, по его словам, Таджикистан по запросу узбекской стороны организовал холостые сбросы из Нурекского водохранилища на протяжении 10-ти дней по 1 тыс. кубов в секунду, но это не спасло ситуацию, и в низовьях Амударьи около 700 тыс. га вышли из оборота на 5-7 лет.
«В рамках ТЭО Рогуна и международной экспертизы, которая проводится при поддержке Всемирного банка, все эти аспекты учитываются. Правительство Таджикистана даёт гарантию, что Таджикистан будет строить Рогун и заполнять водохранилище за счёт своего лимита водопользования в регионе и регулирование будет поставлено таким образом, чтобы не уменьшить пропуск воды в летний период для Узбекистана», - отметил он.
В Минводхозе надеются, что политизация вопроса строительства Рогуна не станет причиной по решению вопроса, а оценка независимых экспертов будет положительной, что позволит определить дальнейшие шаги Таджикистана.
На сегодня, по данным Минводхоза, квота на использование трансграничных рек у Таджикистана составляет по Амударье 9,5 кубокилометров, из них РТ ежегодно использует 7,5 кубокилометров. С 1992 по 2010 годы Таджикистан недобирал в среднем по 1,8 кубокилометров и эта вода уходит в пользование стран низовья реки Амударья, т.е Узбекистану.
По Сырдарье ситуация немного другая – лимит Таджикистана составляет 3,6 кубокилометров и с непосредственным водозабором из реки 2,1 кубокилометра, но объём недобора воды там значительно низкий.
Из этих 1,8 кубокилометров недобора по стоку реки Амударья, по словам Рахимова, 1 кубокилометр приходится на реку Вахш, за счёт чего будет пополняться строящееся водохранилище Рогуна, и Таджикистан имеет право на использование этой воды.
«Эта вода стекает в страны низовья и у нас нет возможности использовать эту воду или сохранить её где-то. Построив Рогун, у нас появится возможность полностью использовать свой лимит для наполнения водохранилища, и Таджикистан имеет право осваивать новые земли и полностью забирать свою воду для потребления», - уточнил он.