Строительство Рогунской ГЭС уже давно является актуальной темой в регионе. Технико-экономическое обоснование началось в 1970-х годах и с тех пор проект находится под международным исследованием и изучением. Сегодня, очевидно, что проект не только является экологически безопасным, но и будет эффективно увеличивать производство энергии для покрытия внутренних потребностей не только Таджикистана, но и других стран региона, где за последние годы в зимний период остро ощущается нехватка электроэнергии. Выработка дешевой и экологически чистой электроэнергии также позволит иметь дополнительные ресурсы для развития экономики и повышения общего благосостояния населения стран Центральной Азии.
Однако, противодействие проекту интенсивно продолжается. В недавней статье, опубликованной узбекской правительственной газетой «Народное слово», утверждалось, что якобы руководство Таджикистана и Кыргызстана, строя Рогунскую и каскад Камбаратинской ГЭС, не обеспокоено безопасностью населения региона. Потенциальные опасности и экологический ущерб составляют длинный список: строительство Рогунского водохранилища и его работа в энергетической системе будет негативно сказываться на поставки питьевой воды населению, проживающему в странах низовья. Невозможно будет запасаться пресной водой в Капарасском водохранилище и это также повлияет на ирригацию узбекских сельскохозяйственных угодий из-за уменьшения выброса воды из водохранилища. Далее, высокая сейсмическая активность местности подвергнет местное население угрозе землетрясения.
Эти беспокойства, на самом деле, весьма далеки от реальности. Все вопросы, в том числе сейсмичность и геологические условия местности были приняты во внимание при исходной фазе проекта. Посредством текущего технико-экономического обоснования при поддержке Всемирного банка, любые нерешенные вопросы в настоящее время пересматриваются еще раз в течение исследования. Проект Рогунской ГЭС направлен на обеспечение народа электроэнергией в регионе в целом и в то же время на увеличение эффективности управления водными ресурсами, что, в свою очередь, улучшит сельскохозяйственное производство.
Кроме того, проект учитывает интересы всех прибрежных стран относительно спроса на воду в рамках существующих правил и лимитов по воде (утвержденных МКВК, Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия). Эти пункты включены в технико-экономическое обоснование проекта Рогунской ГЭС.
При его нынешнем состоянии, Таджикистан не имеет никаких других ресурсов, таких как газ или нефть, чтобы обеспечить экономический рост страны. Тем не менее, любое предположение, что Таджикистан учитывает только личные интересы, является ложным. Таджикистан планирует реализовать проект, в полной мере учитывая интересы всех прибрежных стран. Вполне возможно, что узбекские эксперты считают, что Таджикистан увеличит зимой производство энергии, которая, в свою очередь, влияет на количество воды, сбрасываемой из водохранилища в летний период. Однако, это не так, поскольку таджикская сторона заявляет о своей готовности не нарушать существующие правила и лимиты, утвержденные МКВК. А если учесть, что в будущем Таджикистан станет частью проекта CASA 1000, то сброс воды из водохранилища в летний период будет увеличиваться для выработки большего объема электроэнергии для экспорта в Афганистан и Пакистан. В этом случае, страны низовья, такие как Узбекистан, действительно получат больше воды в летнее время.
Поскольку ожидается, что Рогун не изменит речной сток, какой либо сложности с заполнением Капарасского водохранилища не возникнет. Даже если зимний сток будет увеличен, это позволит заполнять Капарасский резервуар зимой, когда вода в реке Амударья не загрязнена. Следует отметить, что вода, текущая из Таджикистана в Узбекистан через Амударью имеет хорошее качество. В настоящее время, Амударья, в основном, загрязняется узбекскими фермерами, так как орошаемые площади Узбекситана составляют более 50% от орошаемых земель бассейна Амударьи. Это большое преувеличение, что увеличение солености приводит к полному разрушению инфраструктуры питьевой воды. Ни одно из исследований не показало необходимость тратить дополнительные средства на строительство новых водных объектов. На самом деле, это Узбекистан ответственен практиковать более эффективное управление водными ресурсами и ирригацией.
Обязательство сотрудничать является одним из принципов, изложенных в Международной водной конвенции, участников которой является и Узбекистан. Несмотря на то, что Таджикистан не является участником конвенции, он полностью привержен ее требованиям. В дополнение к технико-экономическому обоснованию при поддержке Всемирного банка, Таджикистан также провел две консультативные встречи с прибрежными странами. К сожалению, Узбекистан не участвовал в этих встречах и вместо этого предпочел игнорировать их. Настало время для открытого диалога и тщательного анализа фактов в научно-логическом русле. Проект Рогунской ГЭС предназначен для обеспечения безопасной и обильной энергии не только Таджикистана, но и региона в целом.
Тью Кейперс, Президент информационно-консалтинговой компании «Биг Медиа Групп», Брюссель, Бельгия