Своими ценами и решениями мы толкаем наших же налогоплательщиков стать налогоплательщиками других стран, считает эксперт.
Тема номер один за последние недели. Обсудили и осудили это решение уже все, даже те, кто в принципе согласен платить такие деньги за сим - карту. «Симка 250 сомони, пенсии будут 180! Разницу чувствуете?!» - возмущаются граждане. Но это лишь вершина айсберга проблем, которые ждут таджикскую сотовую связь.
С 1 сентября все мобильные операторы обязуются реализовать сим-карты по утвержденному тарифу в 250 сомони, сообщил «АП» первый заместитель главы Антимонопольной службы республики Назар Одиназода.
Тариф установлен для исполнения протокола совместного заседания четырех мобильных операторов: «Тселл», «ТТ-мобайл», «Вавилон-мобайл» и «Таком» от 8 августа 2018 года и постановления правительства Таджикистана от 30 апреля 2018 года «О порядке и требованиях подключения к сетям электрической связи».
С 1 сентября мобильные компании обязуются производить процесс регистрации сим-карт при предъявлении паспорта гражданина Таджикистана (или паспорта гражданина иностранного государства).
Согласно утвержденному тарифу, цена сим-карты в 250 сомони выведена следующим образом: 215 сомони составляет стоимость подключения и 35 сомони идут на баланс абонента.
В пояснении к приказу отмечается, что в случае утери или выхода из строя сим-карты дополнительная плата не взимается.
Почему стоимость подключения стоит именно 215 сомони, какие траты на подключение делают операторы, почему в принципе была выбрана сумма в 250 сомони, Одиназода объяснить не смог. Он лишь отметил, что изначально речь шла о 1000 сомони за одну сим-карту…
Назар Одиназода отметил, что данная мера, прежде всего, направлена на защиту безопасности в стране, так как террористические группировки часто используют при совершения терактов мобильный связь.
"Мы убеждены в том, что новые правила подключения к мобильной связи сведут на нет неразбериху в сфере продажи сим-карт в Таджикистане", - заключил он.
«С 2008 года на территории Таджикистана реализованы свыше 40 миллионов сим-карт, установление нового тарифа для подключения не должно беспокоить населения страны, так как на сегодняшний день в стране почти каждый гражданин имеет сим-карту», - считает Назар Одиназода.
Инициатор затаился
Мы анонимно поговорили с представителями сотовых компаний, которые попытались объяснить нам ситуацию.
По их словам себестоимость одной сим-карты, которые импортируются в Таджикистан, составляет 1,80 дирам.
Поэтому 250 сомони - это будет сумма за подключение сим-карты. Они подтвердили, что 35 сомони пойдет на тариф, а остальные деньги - в саму компанию. Также они подтвердили слова Назара Одиназода о том, что изначально речь шла о тысяче сомони. Такую сумму установить предлагало якобы МВД страны, которое выступили инициатором этого нововведения. Операторы предложили брать по 100 сомони. В итоге, сторговались на 250-ти.
- МВД предложила ограничить выдачу смс-карт, чтобы ими не разбрасывались – говорят в одной из компаний.
- Служба связи в рамках Единого коммутационного центра должна была создать единую базу номеров. Но так и не создали эту базу. В целом, мы, как операторы, будем терять подключения, то есть у нас не будет новых абонентов.
Редакция «АП» разослала официальные запросы в сотовые компании: нам пока ответили в ЗАО «ТТ Мобайл» (Мегафон) и в компании Тисел.
Мы также обратились в Службу связи и МВД, с просьбой ответить на вопросы, в частности, каким образом все-таки установление суммы за сим-карты поможет безопасности страны, кто и на каком основании определил эту сумму и т.д. Ответа пока нет.
…Как мы уже отмечали, с предложением ввести оплату за сим-карты, якобы, выступило МВД Таджикистана в целях безопасности. То есть, сим-карты при введении оплаты за них, по логике правоохранительных органов, перестанут попадать в случайные руки. Если конкретный номер появится в базе данных МВД, то исключительно владелец карты будет нести ответственность, объясняли нам анонимные источники в сотовых компаниях.
К слову, в МВД за все эти две недели мы пробиться не смогли. Потому достоверно не знаем, кто именно инициатор этого нововведения и главное – почему здесь решили, что деньги в принципе и конкретно 250 сомони могут помочь нам с нашей безопасностью.
Умаров Икром, заместитель министра внутренних дел ответил нам по телефону, что не в курсе таких предложений: «Я только с отпуска вернулся, и поэтому не имею информацию по этому вопросу», - сказал он.
Абдулло Навджувонов - другой замминистра тоже не знаком с ситуацией: «Почему нам звоните, звоните в Службу связи». О том, что предложение было, якобы, со стороны МВД он тоже не в курсе.
Анварджон Ализода - начальник аппарата главы МВД, в беседе с «АП» сообщил, что не знает подробности и причины предложения, и рекомендовал связаться с пресс-центром.
С пресс-центром мы не можем связаться с 17 августа…
При восстановлении (после 1 сентября) сим-карты процедура будет стоить стандартную цену – 5 сомони.
К чему это приведёт?
Мы попросили прокомментировать ситуацию в отрасли эксперта, много лет работающего в связи:
- Отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является не только трансграничной и межотраслевой. Если первое означает доступность услуг между странами, то второе означает их активное применение во многих других отраслях. Следовательно, все основательные решения необходимо принимать с тщательным учетом интересов других отраслей. Иначе, в случае узкоотраслевых решениях, любые изменения в области ИКТ приводят к отрицательным экономическим показателям.
Чтобы избежать таких последствий, решения касающиеся вопросов обеспечения безопасности и национальной экономики должны приниматься коллегиально. Экосистема, позволяющая такой подход создана еще в 2006 году, когда был сформирован Совет по ИКТ при президенте РТ.
В Таджикистане один абонент может иметь на руках только две сим-карты одной компании. Если же количество сим-карт у абонента больше, то он должен прийти в сервис-центр своего оператора, и перерегистрировать карту на имя того человека, который ею пользуется. До 1 сентября 2018 года переоформление сим-арты стоит 1,02 сомони, после данная процедура будет стоить 250 сомони.
К сожалению, на рынке происходят события без участия Совета по ИКТ. Следовательно, они идут не в пользу Таджикистана в целом, а не только телекоммуникационного рынка. К примеру, с 2012 года по 2017 год идет снижение прибыли всех игроков на рынке ИКТ. В 2012 году доход рынка составлял $550 млн. долл. (курс на момент озвучивания цифры). В 2017 году этот показатель упал до $302 млн. То есть доход рынка упал примерно на $260 млн.
Причины, по мнению эксперта, надо искать в реализации государственной политики в отрасли. Насколько те практические решения последних лет принимались для достижения государственных стратегических целей. Принимаются ли решения коллегиально?
- Еще раз отмечу, трансграничность отрасли касается не только стран, но и ведомств тоже – отмечает он. - Любые решения, которые принимается в области ИКТ, влияют и на другие отрасли. И если принимать решение на уровне одного ведомства, нет гарантий, что будет обеспечена защита приоритетов всех ведомств.
Это нужно анализировать в рамках принципов заложенных в Национальной Стратегии развития 2020-2030 гг., Концепции информационной безопасности Таджикистана и других документах.
По мнению эксперта, настало время провести анализ решений регулятора отрасли связи на предмет их соответствия приоритетным государственным целям устойчивого развития.
- И еще. Давайте подумаем, - продолжает эксперт. - Тем же самым NGN, когда он был у нас, пользовались все - не только граждане за рубежом, но и дипломатические представительства нашего государства. Они платили налоги в бюджет Таджикистана. Но теперь и они, и наши граждане вынужденно стали налогоплательщиками других стран, и использует, вероятнее всего, международную связь, которая стоит немалых денег. Вот именно это и было хорошо для безопасности - ведь люди говорили средствами, которые подконтрольны нам.
Посмотрите, ведь из-за высоких цен и низкого качества услуг, наши граждане в приграничных районах покупают сим-карты компаний соседних стран, которые дают им более выгодные услуги по более низкой цене.
- Повторюсь, своими ценами и решениями мы толкаем наших же налогоплательщиков стать налогоплательщиками других стран, - отмечает он.