Министерства образования и здравоохранения Таджикистана решили сократить рабочие ставки сотрудников ведомств, что сказалось на ежемесячных доходах учителей и врачей.
Многие врачи и преподаватели, ожидавшие повышения заработной платы к концу этого года, никак не ждали, что их доходы не только не повысятся, но сократятся и их рабочие ставки. По словам Дилафруз Раджабовой, преподавателя английского языка одной из средних школ в Хатлонской области, для нее стало неприятной неожиданностью, когда она узнала в начале октября о том, что администрация школы примет решение о сокращении ее рабочей ставки. Задействованной к тому моменту на полторы ставки преподаватель английского языка, теперь приходится довольствоваться одной ставкой, а ее доходы с 750 сомони в месяц, резко сократились до 520 сомони. Она признается, что каждая заработанная ею потом и трудом копейка уходит только на воспитание детей и в условиях и без того повышенных затрат на продукты питания и подорожание еды, любое сокращение доходов больно сказывается на ее самоощущении.
Врач Джамила Буриева также без предупреждения, как и десятки других ее коллег, осталась без добавочных полставки. Теперь ей придется довольствоваться лишь одной рабочей ставкой в месяц, а это всего 460 сомони. По ее словам, главврач медицинского центра, где она работает, объяснил, что сокращение ставок и доходов является прямым результатом экономического кризиса. Теперь сократятся и ночные дежурства, за счет чего врачи зарабатывали добавочные средства к сущестованию. Однако в министерствах образования и также в министерстве здравоохранения Таджикистана решение о сокращении ежемесячных доходов сотрудников ведомств не связывают с экономическим кризисом.
Саломуддин Юсуфи, представитель министерства здравоохранения и социальной защиты Таджикистана в беседе с радио Озоди сообщил, что на коллегии министерства было принято решение о сокращении рабочих ставок медицинских сотрудников, а за счет свободных единиц было бы целесообразно привлечь специалистов в другие медицинские учреждения, нуждающиеся в кадрах. По его словам, данное решение больше касается столичных медицинских учреждений, где существует реальная потребность в кадрах. Юсуфи пояснил, что в учреждениях, где не хватает кадров, работающим специалистам будет позволено работать больше, чем одна ставка, однако в других учреждениях каждый медработник будет ограничен одной ставкой. В этом случае, по его словам, будет решен вопрос с занятостью специалистов.
Изменения в условиях работы специалистов бюджетной сферы происходят тогда, как многие из них надеялись на претворения в жизнь обещания президента Таджикистана от января 2015 года. Тогда, выступая в парламенте, он обещал повысить рабочие ставки сотрудников бюджетных сфер к октябрю этого года в размере выше 15 %. Однако в октябре министерство финансов заявило, что по причине проблем с исполнения отдельных статей бюджета, повышения не будет. Однако Сайвали Сафаров, представитель министерства финансов Таджикистана заявил в интервью радио Озоди 3 ноября, что несмотря на пробелы, “никаких изменений в доходах преподавателей и врачей не произошло”. По его словам, предусмотрены лишь сокращения второстепенных расходов, которые не скажутся на основном процессе.
Сафаров считает, что многие не правильно растолковали речь президента о повышении зарплат. Он уверяет, что президент говорил об этом, с условием, что “только при условии улучшения финансово-экономического положения” будут произведены изменения в доходах. Сотрудники медицинского сектора и педагоги традиционно относятся к малооплачиваемым специалистам, хотя необходимость в этих кадрах как никогда актуальна и важна. Их ежемесячные доходы составляют не больше 60-120 долларов в месяц. В общем по стране 17 тысяч специалистов заняты в области медицины и более 100 тысяч – в сфере образования и науки.