Сегодня, 20 марта Зайду Саидову исполнилось 55 лет. Когда-то он был успешным предпринимателем, министром. В декабре прошлого года он был приговорен к 26 годам строгого режима. Помимо свободы он лишился и возможности высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, связанным с его судьбой и судьбой таджикского общества.
Ко дню рождения мы собрали самые запомнившиеся цитаты Зайда Саидова, высказанные им в разные периоды жизни: будучи министром промышленности, бизнесменом, инициатором создания политической партии и заключенным.
З. Саидов, министр промышленности (2006 год, «АП»):
- Когда все наши основные фонды устарели морально и физически, то мы должны радоваться, что кто-то везет в страну технологическое оборудование, сырье для последующего производства. Есть мировой опыт, что таких предпринимателей, инвесторов освобождают от всех таможенных пошлин при ввозе оборудования и создают условия для расширения и увеличения числа субъектов-налогоплательщиков внутри страны. Это способствует развитию реальной экономики, пополнению государственного бюджета и решению социальных вопросов.
О проблемах инвестиционного процесса
К сожалению, под предлогом пополнения государственного бюджета иногда принимаются отдельные нормативные акты, которые препятствуют успешному осуществлению инвестиционного процесса. Например, компания «Комсап», согласно принятой нами программе, должна вложить более $50 млн. и построить металлургический комбинат на базе Анзобского ГОКа. Но у нее проблемы с завозом оборудования на таможне. Хотя, закон об инвестициях освобождает завоз оборудования от таможенных платежей для формирования уставного фонда. Бывает, что в установленном порядке это оборудование не может пройти растаможивание. И это вызывает определенное недоверие и тормозит привлечение инвестиционных средств.
О претензиях к госорганам
У производителей есть претензии к некоторым государственным структурам, например, налоговым и таможенным. Например, наш челночный бизнес входит в наш рынок без препятствия, что создает трудности для отечественного производителя. Имея большую ковровую фабрику, которая у нас сегодня практически не работает, мы импортируем ковровые изделия со всего мира. Мы не сторонники таких жестких запретительных мер, но мы должны думать о путях защиты отечественного производителя. Есть законные и цивилизованные пути защиты внутреннего рынка. Однако, к сожалению, у нас они не используются.
О завтрашнем дне
Мы предложили Минфину и Мингосдоходу снизить таможенные пошлины на фурнитуру. Это позволило бы увеличить и расширить производство продукции. Однако они не согласны, думают о пополнении бюджета. А мы говорим, что надо думать о завтрашнем дне: сегодня снизить, чтобы завтра в несколько раз больше получить доходы.
О гордости и бизнесе
Я горжусь тем, что я человек из среды бизнеса. Это мне помогает в работе и общении с людьми. Многие знают, что у меня был более успешный бизнес в прошлом за пределами республики, что помогло создать ряд небольших промышленных предприятий.
Зайд Саидов, будучи успешным бизнесменом (сентябрь 2011, журнал VIP-zone):
О первых годах эмиграции
В Таджикистане в то время гражданская война была в самом разгаре, люди уезжали из страны, спасая свою жизнь. Я был одним из них, уверенный, что мой отъезд продлится всего на несколько дней. Тогда не существовало понятия «гастарбайтер». Все уезжающие из Таджикистана считались беженцами и вынужденными переселенцами. День своего отъезда я запомнил на всю жизнь – это было 31 декабря 1992 года. Планировал поездку на несколько дней, а затянулась она на несколько лет.
О таджикских беженцах
В Москве таджикскому парню из отдаленного горного региона, с плохим знанием русского языка необходимо было что-то срочно предпринимать, чтобы не просто выжить в эмиграции, но и прокормить семью, близких. А еще надо было помочь разместить, трудоустроить в чужом городе наших беженцев, почти каждый день прибывавших в российскую столицу...
О секрете успеха и первом миллионе
При любых обстоятельствах следует оставаться предельно честным, чтобы люди тебе доверяли. В моем случае именно это сыграло важную роль. Через месяц пребывания в Москве в поисках какой-либо работы я наткнулся на объявление в газете о предстоящей выставке иранской продукции. В день открытия отправился прямиком в дирекцию выставки. Там познакомился с иранцем, доктором Азими и сказал, что могу начать продвигать его товар малыми партиями на московских рынках, хотя, на самом деле, я Москву даже толком не знал. Но мне очень хотелось заработать. Он мне поверил и доверил товар на сумму 2000 долларов для реализации. А, возможно, сжалился, узнав о положении таджиков. Я получил товар без какого-либо залога. В то время Россия тоже испытывала кризис производства, так как при распаде Союза предприятия простаивали, и заниматься импортом товаров, в моем случае, джинсовой одеждой, было выгодно. Буквально за неделю я продал весь товар в магазинах и вернул деньги доктору Азими. Это его крайне удивило и одновременно очень обрадовало - вскоре я стал представителем его и других фирм в Москве. Постепенно, копейка к копейке возрастал доход, который мы пускали в оборот. Мы открыли фирму, расширили свой бизнес в Турции, Китае и других странах, и в итоге получили свой первый миллион.
Миллионер и человек
Далеко не каждый становится миллионером, даже если очень захочет. Разные вопросы крутились тогда в голове: что стоит за этим везением? Что предстоит потерять взамен приобретенного? Так как я религиозный человек, то уповал на Всевышнего. Оказывается, стать миллионером не так тяжело и сложно, намного важнее остаться при этом человеком. Ведь в жизни есть взлеты и падения, потери и приобретения...
О жестах судьбы
Я никогда не рвался быть чиновником. Видимо, это тоже своего рода жест судьбы. В середине 90-х в Москве я уже имел несколько фирм, несколько торговых точек, помогал беженцам из Таджикистана, занимался благотворительностью. Обо мне начали узнавать в политических кругах, хотя сам я был далек от всего этого.
О финансировании предприятий
Когда я пришел в правительство, я уже имел достаточной капитал и хороший бизнес. В первые месяцы моей работы в качестве руководителя были даже случаи, когда я финансировал некоторые предприятия из собственных средств – лишь бы работали!
О своем бизнесе
Находясь за границей, задолго до назначения на пост министра я приобрел предприятие по переработке природных облицовочных плит «Точик-Мармар» в Душанбе. В последнее время, уже работая в бизнесе, также приобрел несколько объектов, но все это либо строил с нуля, либо приобретал развалившиеся предприятия у третьих лиц, которые по разным причинам не смогли восстановить их работу.
О главном
Для меня главное, чтобы от меня не отвернулся Бог. Думаю, отношение ко мне в правительственных кругах и среди простого народа осталось таким же, как и раньше. Мне было очень легко. Откуда пришел, туда же вернулся, и этому очень рад.
Об ограничениях и возможностях
Занимая государственную должность, из-за определенных ограничений я не мог реализовать себя так, как сейчас. Человек, занимающий высокий пост, даже если что-то и хочет сделать ближнему, не может, потому что подобные жесты квалифицируются, как злоупотребление служебным положением. Я рад, что теперь у меня, как у предпринимателя, есть возможность помогать не только нуждающимся, но и тем предприимчивым людям, кто сумеет правильно воспользоваться поддержкой и наладить какое-либо дело на пользу себе, обществу и стране.
О легком «левом» бизнесе
Возглавляя Ассоциацию производителей и предпринимателей Таджикистана, я уделяю большое внимание производству различной продукции, ее экспорту, созданию новых рабочих мест, так как знаком с «горькой долей» большинства наших соотечественников на чужбине. При этом у меня нет легкого, «левого» бизнеса, все делается упорным трудом.
О строительном бизнесе
Начинали мы со своего 9-этажного офиса по ул. Лоика Шерали, потом начали строить Торговый центр «Пойтахт» по ул. Мирзо Турсунзода столицы. Тогда нас заметили, и мы начали получать заказы от друзей-бизнесменов по строительству бизнес-центров, жилых домов в разных точках города. С Божьей помощью мы успешно завершили несколько проектов, возросло доверие к нашей компании и со стороны администрации Душанбе. Вначале нам предложили строить два блока в жилом комплексе «Москва», что в центре города, как раз во время кризиса, когда московские строители из-за убытков остановили работу. Но и эти жилые дома мы построили в срок. Что касается строительства самого высокого здания в нашей республике, то есть бизнес-центра «Душанбе-Плаза», его нам предложил строить мэр города. С условием, что построим его за оставшиеся 1,8 года к юбилею независимости страны.
О Душанбе-Плазе
Мы всего лишь подрядчики, то есть этот объект строится за счет бюджета столицы. Что касается специалистов, его строят таджикские специалисты - инженеры, строители-высотники, разнорабочие. Это доказательство того, что мы, таджики, можем многое. Единственное - для внутренней отделки двух этажей мы пригласили китайцев. На строительство этого объекта выделено 164 млн. сомони, строительная площадь составляет почти 40 тыс. кв. м. В эту сумму включены строительные работы, отделка, благоустройство территории, а также приобретение оборудования, как говорится - офис «под ключ». Причем, в этом здании почти все инженерные коммуникации, все оборудование - европейского производства, что повышает его привлекательность.
Если на один квадратный метр гостиницы «Серена» в среднем израсходовано $3300, то на строительство квадратного метра «Душанбе-Плаза» приходится примерно $900, включая налоги. Хотя, «Душанбе-Плаза» очень сложный и капиталоемкий проект. Поэтому, на сегодня нам не хватает примерно 50 млн. сомони...
О любви к свободе
Я ни от кого не завишу. Я люблю свободу и хочу жить в демократическом обществе, где закон превыше всего. По ночам сплю спокойно - наши предприятия полностью платят все налоги. Я верующий человек, поэтому совершаю молитву и хожу в мечеть по мере возможности. При этом остаюсь светским человеком.
О выборе отечественной продукции
У меня много друзей в большом бизнесе, в основном, иностранцев, с которыми часто встречаюсь, стараюсь выглядеть подобающим образом. Я могу себе позволить одеваться в лучших бутиках Франции, Германии или Турции, и в то же время не считаю зазорным пользоваться продукцией отечественных фирм «Гулистон» и «Текстил-Сити».
О главном принципе
Главный мой принцип - быть скромным, помогать окружающим. Промолчу насчет благотворительности, так как делаю это для савоба, и если акцентировать на том, что я делаю для других, это не зачтется.
О настоящей свободе
Я один из тех, кто мечтал о независимости страны в то время, когда были и те, кто не представлял жизни без Союза. Провозглашая свою политическую независимость, мы не должны забывать о независимости экономической. Если народ будет жить хорошо с экономической точки зрения, мы придем к настоящей свободе.
Зайд Саидов – инициатор создания партии «Новый Таджикистан»:
Об экономическом характере проблем
Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация созрела для появления силы, свободной от закостеневших идеологических штампов, порождающих социальное разочарование и повсеместную апатию. Социально-экономическая необходимость создания такой партии состоит в том, что, несмотря на определенные успехи и достижения в формировании основ таджикской государственности, справедливости ради мы должны признать, что многие проблемы, прежде всего экономического и общественного характера, накапливаются изо дня в день.
О необходимости новой силы
Самая тревожная тенденция - стремительное истощение интеллектуального и трудового потенциала страны. Другими словами лучшие из лучших и огромные трудовые ресурсы покидают нас. Люди уезжают уже целыми семьями, причем, заметьте, практически из всех регионов Таджикистана. И, что более прискорбно, уезжают все чаще навсегда, потому что потеряли надежду на лучшую жизнь на родине. В этих условиях на сцену должна подняться новая сила, которая вернет людям чувство собственной значимости и гордости, твердую надежду на возрождение их родного края. Одним словом, нужна новая сила, которая реально повернется лицом к насущным проблемам простых людей.
О неправильном управлении экономикой
Принципиальный вопрос, который мы все должны понять, заключается в том, что нашей главной проблемой являются не наши ограниченные экономические ресурсы. Наша основная экономическая проблема - в неправильном и непрофессиональном управлении экономикой, отсутствии современной экономической политики и благоприятной инвестиционной среды. Если решить эти вопросы, экономическая база развития нашей страны возрастет многократно. …Я еще раз должен констатировать: главная проблема - некомпетентное управление экономикой, неправильное использование инвестиционных ресурсов, превалирование фискальной функции налогов над регулятивными и стимулирующими функциями, одним словом, отсутствие последовательной экономической политики. Именно здесь надо искать истоки причин экономических проблем Таджикистана…
О молча покинувшем народе
Возможно, еще пара миллионов наших граждан также молча покинут страну. Но уже сам такой исход повод, чтобы мы громко стали бить в набат и заявить во всеуслышание: Мы на краю пропасти и дальше отступать некуда!
О реальных достижениях и опасениях
У нас действительно есть целый ряд ощутимых достижений. Государственная независимость, воцарившиеся мир и относительная стабильность – в их числе. В своей Декларации от 6 апреля мы отметили эти национальные достижения и выразили искреннее признание заслуг всех сил, которые внесли в это дело свой посильный вклад. Наша партия тоже приложит усилия для защиты и наращивания этих достижений. Однако по нашему мнению, нерешенность экономических и социальных вопросов может свести на нет все эти достижения.
О выборе народа
Мы хотим, чтобы наш народ имел возможность более широкого выбора, нежели между только лишь непримиримыми силами. Выбор умеренного, центристского, созидательного пути…
Об имидже Таджикистана и гордости народа
Когда в таблицах международных рейтингов я вижу Таджикистан на последних строчках, мне больно, мое сердце разрывается, и все внутри меня восстает: неужели мы докатились до такого… Или вернее, неужели мы довели свою страну до такого состояния?! Когда я вижу по телевизору унизительные для человеческого достоинства сцены «коллективного обряда обрезания детей малоимущих семей», я снова спрашиваю себя: неужели мы довели людей до такого унизительного состояния, неужели до такой степени сломали гордость людей?…
О центристской позиции
Мы являемся центристской, прагматичной и технократической партией. Если вы стоите посередине, то будете близки и к тем, кто находится справа от вас, и к тому, кто слева. Мы близки к правительству ровно в такой же степени, что и к оппозиции. Я лично не только знаком со всеми руководителями политических партий страны, но и имею с ними близкие человеческие отношения. Нас должны объединять забота о судьбе нашей общей Родины, гуманизм, хлеб и соль этой страны. Что, однако, не лишает нас также как и их иметь собственную точку зрения на исправление ситуации. Во главу своей деятельности мы ставим улучшение жизни людей.
О потерянных рабочих местах
Поверьте, наше появление на политической арене не от «жира». Сама ситуация заставила нас попытаться использовать наши знания и возможности на то, чтобы сделать наше Отечество лучше. Например, два года назад под моим руководством были обеспечены постоянной работой 3000 граждан. К сожалению, за два минувших года эта цифра уменьшилась почти вдвое. И это не только моя проблема, это проблема большинства тех, кто сегодня занимается предпринимательством. Конечно, каждый год в различных сферах вводятся в эксплуатацию отдельные предприятия, что отрадно, но наряду с этим другие предприятия останавливают свою деятельность.
О реальном положении отечественных предприятий
Все регулирующие и контролирующие органы сосредоточили свои усилия только на демонстрации хороших статистических показателей и сборе всевозможных налогов и сборов. Никого не беспокоит – в каком реальном финансовом состоянии находятся предприятия, имеют ли они возможности модернизации своего производства, могут ли быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня объем импорта почти в три раза превышает экспорт товаров из Таджикистана. Мы стремительно превращаемся не в страну производителя и экспортера продукции, а в государство-потребителя. В такой ситуации гораздо выгоднее заниматься элементарной торговлей, нежели открывать производство, создавать рабочие места и нести на себе связанные с этим риски. Поэтому в результате вхождения Таджикистана в ВТО мы не только не используем открывающие возможности, но и рискуем иметь негативные последствия, поскольку от членства в этой организации выигрывают страны с высоким экспортным потенциалом. Все эти обстоятельства не могут оставить нас равнодушными.
О партнерстве с властями
С политической точки зрения мы станем умеренной, созидательной, законопослушной, центристской и технократической партией. Это наша сегодняшняя позиция. Быть или не быть нам оппозиционной партией также зависит от позиции правительства. Правительство имеет большой опыт взаимоотношений с партиями, опыт как положительный, так и отрицательный. Мы были свидетелями хороших отношений правительства с партиями, например в процессе достижения мира, что является показателем высокой политической культуры. Есть, к сожалению, и примеры обратного… Если правительство осознает значение умеренной и созидательной силы, необходимость технократической партии для общества, государства, благополучия политического пространства и экономического развития страны, то мы будем партнерами. Если же в правительстве найдутся люди, не осознающие важность этого, если они будут рассматривать нас по узким шаблонам борьбы за власть, оказывать на нас давление и насильно выталкивать нас в ряды оппозиции, то, естественно, нам не останется ничего другого, как занять адекватную позицию.
О своей миссии
Мы пришли, чтобы решать социально-экономические проблемы людей, для построения более совершенной политической модели, для возрождения человеческого уважения, обеспечения достойной жизни для всего народа Таджикистана. Никто в здравом уме не может быть против этих целей.
Зайд Саидов – заключенный:
О реакции властей
На самом деле я сам не знаю, почему такая острая реакция на инициативу, которая осуществляется в рамках закона, правительство если не поддерживает, то хотя бы не должно было чинить препятствия.
О семейной жизни
Это очень деликатный вопрос. Существуют этические нормы, и я прошу прощения у матерей моих детей. Сегодня я живу лишь с одной женой. Матери моих детей находятся под патронажем их сыновей. Я, как отец, ощущаю ответственность перед своими детьми. Поэтому постоянно навещаю их, и для меня очень важно их поведение и воспитание, образование и поступки. И важнее всего, я готов ответить перед законом за все стороны моей личной жизни. Я надеюсь, что станет ясно, никаких незаконных действий в моей семейной жизни нет.
О возвращении на Родину (из Европы)
Я обязательно вернусь, я не совершил преступления, не сделал ничего такого, из-за чего бы было стыдно. Пусть стыдятся те, кто становится препятствием на пути развития общества, кто создает препятствия на пути улучшения общественной жизни.
И последние слова перед судом
«Я никого не предавал, ни Родину, ни государство… Если мой арест принесет пользу государству, то я готов умереть ради этого…».
Об аресте своего адвоката
Уверен, что такое отношение это явная месть мне и моим близким. Получается, что любой ценой отстранят адвокатов, которые занимаются защитой моего законного имущества. К большому сожалению, я пришел к окончательному выводу, что решение всех судебных дел в отношении меня в рамках закона не осуществимо. Поэтому обращаюсь к соответствующим органам, чтобы они не продолжали свои неуклюжие действия, которые позорят имидж нашей законности и Конституции. Считаю свое участие в дальнейших судебных процессах бессмысленным.