С 2014 года Таджикистан намерен перейти на западную систему научной подготовки PhD. Еще одним принципиальным моментом является то, что республика выйдет из Высшей аттестационной комиссии России, в которой находится на протяжении всей своей научной истории.
О ВНЕДРЕНИИ системы PhD (доктор философии, ученая степень - не имеет никакого практического отношения к философии и присуждается и в других научных областях, - прим. ред.) до сих пор шли только разговоры. Но, как стало теперь известно, решение было принято еще в прошлом году.
В интервью «АП» специалист Управления науки и инновации Минобрнауки Раджабали САНГОВ сообщил, что в апреле прошлого года было подписано положение о PhD, а в августе этого года были приняты уже стандарты новой системы.
Также в ноябре 2012 года постановлением правительства был определен порядок работы новых диссертационных советов.
Сангов назвал причины, которые подтолкнула Таджикистан к этому шагу.
- Со стороны ВАК России была приостановлена деятельность 38 наших диссертационных советов. Якобы из-за того, что не соответствуют требованиям ВАК и т.д. В общем, мы столкнулись с рядом трудностей в деятельности наших советов, аспиранты, кандидаты, столкнулись с рядом проблем. Появилась необходимость с учетом этих обстоятельств и с учетом требований Программы развития образования в Таджикистане на 2010–2015 годы организовать собственный ВАК и внедрить систему PhD. PhD также является одним из основных и важных требований Болонского процесса. Мы написали письмо президенту с предложением, чтобы Таджикистан имел собственный ВАК, он дал добро. Мы подготовили проект соответствующего документа и согласовали с министерствами и ведомствами, и уже в 2014 году мы намерены создать ВАК по системе PhD, - говорит Р. Сангов. - Что касается готовности. В республике функционировали до сих пор 50 диссертационных советов, и у нас нет повода для сомнений, что те же советы с учетом научного кадрового потенциала могут работать в рамках собственного ВАКа и по PhD.
Инициаторы говорят, что они возьмут за основу вид PhD, существующий в западноевропейских странах.
- Мы основываем свою систему на системе стран, которые участвуют в Болонской программе. Наши степени будут признавать члены Болонского процесса. На основе его требований мы внедрили в вузах кредитную систему, и при внедрении PhD мы также будем основываться на международном европейском опыте. В целом внедрение новой системы находится на стадии изучения.
Между тем уже сейчас прослеживается схожесть положений PhD и ВАК с постсоветскими моделями, а не с западноевропейскими. Так, двухступенчатая система научной подготовки будет сохранена, как в некоторых постсоветских странах, внедривших западную систему: доктор философии (PhD) заменит только кандидата наук, а доктор наук останется.
Второй схожий момент - таджикский ВАК будет работать при президенте страны. Известно, что ВАКи при президенте существуют в Туркменистане, Азербайджане и Казахстане.
За и против
НЕКОТОРЫЕ постсоветские страны перешли на PhD, другие считают лучшей традиционную модель, дав возможность организовать лишь программы по PhD в некоторых вузах. Беларусь, Украина и Россия также сохранили традиционную систему. Но в этих странах есть также программы по PhD в некоторых вузах.
Многие российские и отечественные ученые считают, что сложившаяся модель лучше.
Известный таджикский ученый, доктор наук, профессор Ибрагим УСМАНОВ считает, что традиционная система для Таджикистана полезнее, нежели новая и совсем чужая.
- У нас средняя школа и вуз отличаются от средней школы и вуза Западной Европы. У них другая система, - говорит ученый. - Наша система средних и высших учебных заведений более подходит для двухступенчатой системы подготовки научных кадров, присвоения ученых степеней. Чтобы перейти на новую модель, мы должны полностью менять вузовскую систему. Должны ввести в полной мере самостоятельные занятия, при которых студенты полностью занимаются самостоятельно, сдают экзамены не коллективно, а индивидуально, сдают кредиты. Кроме этого, мы должны снять с расписаний занятий спецкурсы и спецсеминары, ликвидировать кафедры, так как должны идти по направлению, а не как сейчас - по специализации. Если все это мы изменим, если у нас больше не будет, скажем, специализации, не будет кафедральных предметов, может быть, через несколько лет можно будет говорить о переходе на новую модель научной подготовки, - говорит И. Усманов. – Но, я думаю, сложившаяся у нас система – кандидат наук и доктор наук - гораздо лучше подходит для нас, нежели западноевропейская. И это система даже не СССР, а дореволюционной России. На Западе наука опирается на индивидуальную инициативу каждого, у нас наука рассматривается шире, мы опираемся на то, чтобы наука дала какую-то пользу на уровне государства. У нас с самого начала «государственная наука», а не «частная». Придется менять очень многое, и пока Таджикистан к такому виду науки вряд ли готов.
Другой момент, я не видел ни одного документа, распространенного в СМИ о разработанных основах для перехода на новую систему. Я пока не вижу основ для перехода, - говорит ученый. – Если ориентироваться на рынок труда - СНГ, то какая из стран Содружества будет признавать наш PhD, присужденный нашим же ВАКом?
Если только для себя, для внутреннего рынка, это можно сделать… За пределами же страны никто не будет признавать эту степень. Наш PhD в Европе будет считаться как бакалавр, не выше.
Профессор Георгий КОШЛАКОВ считает, что с изменением названия или внедрением новой системы отношение к научной подготовке не изменится.
- Будут в этой системе работать те же лица с теми же понятиями, которые работают и сейчас. От изменения системы сущность не изменится, - говорит он. – Существующая система лучшая. Я ярый противник этой новой модели.
Раджабали Сангов говорит, что ученые по непониманию выступают против западной модели, а вместе с тем с ее внедрением может многое улучшиться.
- Конечно, мы знаем, что многие против, - говорит он. - Когда мы разработали положение PhD и отправили в Академию наук для согласования, его почти никто не поддержал. Потом мы провели семинар с участием представителей Академии и вузов, объяснили сущность PhD и получили их согласие. Многие кандидаты и доктора все еще против этой системы. Но это из-за непонимания. Что касается тех, кто знает и понимает, но против, - они просто привыкли к старой модели.
Здесь нужно отметить одну вещь - мы много говорим об интеллектуальной собственности, об авторских правах. А, например, в 2011/2012 году были защищены 325 кандидатских и 52 докторских диссертаций. Представляете, что это такое? Это стало самоцелью - получить лишь корочку. А это ведь не простые вещи, не игрушки. Это все умственный труд, наука, открытия, изобретения.
С новой моделью и когда ВАК будет при президенте, обязательно все это будет более строго. Это прежде всего скажется на плагиате. В новых советах должны быть учтено все новое, все современные требования, а не то, что было до сих пор. Это касается и новых методов против плагиата.
Доктор наук, профессор Мурод МУРОДОВ считает, что переход к системе PhD неизбежен.
- Мы переходим на двухступенчатую систему образования в вузах. Чтобы не отставать от современных тенденций, для вхождения в мировую научную систему, хотим, не хотим, в процессе глобализации сегодня или завтра должны перейти. И будет лучше, если это будет на один день раньше.
С другой стороны – у нас уже появилась почва для этого. В том смысле, что многие уже закончили двухступенчатую систему высшего образования. Если они захотят, они могут учиться на PhD.
Я думаю, система или форма здесь ни при чем. Вопрос в том, какое будет отношение к системе. Как мы примем это и как используем. Поэтому на этапе перехода существование двух видов защиты – PhD и традиционной докторантуры – для нас важно, и это хорошая идея. И в будущем, на определенном этапе перехода, мы перейдем полностью на PhD.
PhD имеет много тонкостей. Доктор философии должен постоянно быть в движении, в поисках, каждые 5 лет должен проходить аттестацию. Если недостоин - он лишится степени. Если новая система будет поставлена хорошо, а не для названия, она должна дать какой-то плод.
Что касается собственного ВАКа – система PhD требует, чтобы ВАК был в самой стране, - продолжает М. Муродов. – Но с точки зрения объективности оценки знаний мы еще не готовы к этому. Однако ВАК создать нужно, мы не должны бояться трудностей и проблем на этом пути.