В Таджикистане действует калтачная (дубиночная) система сбора налогов, которая основана на давлении и применении грубой силы, считает министр экономического развития и торговли РТ Шариф Рахимзода.
«Конечно, налоговики не могут оказать давление на сравнительно крупные предприятия, банки и другие большие организации, где налажена нормальная бухгалтерская система. Однако на более нижних ступенях, в связи с тем, что там не существует бухгалтерии, сбор налогов зависит от настроения налоговиков», - сказал Ш. Рахимзода в четверг на встрече по обсуждению проекта Налогового кодекса РТ в новой редакции с участием представителей бизнес-сообществ.
Министр считает, что подготовка нового Налогового кодекса сегодня опирается опять все на ту же старую систему. «Было бы хорошо, если бы предприниматели выразили свою готовность перейти на нормальную бухгалтерскую систему, отказавшись от системы патентов и свидетельств. Это касается тех предпринимателей, деятельность которых протекает на одной определенной точке», - сказал он.
По его мнению, патент и свидетельство о регистрации в налоговом органе характерны для военного и переходного периода. «Думаю, все предприниматели, которые работают на одной определенной точке, должны быть юридическими лицами, - отметил он. - Пока они не будут таковыми, не будет у них бухгалтерского учета, они будут подвергаться давлению со стороны налоговиков. Пока у нас не появятся везде кассовые аппараты, не будут зарегистрированы всё операции, не будет у нас нормальной культуры налогообложения и сбора налогов. Единственный путь избавиться от страха перед проверками налоговиков, которые появляются с одной лишь целью - выявления каких-нибудь недостатков и урвать что-то - это наладить нормальный бухгалтерский учет».
Ш. Рахимзода подчеркнул, что «если у всех будет нормальная бухгалтерия, спокойно можно сократить наименования налогов и процентные ставки на них, а также в целом количество проверок».
«Налоговый комитет и министерство финансов опасаются, что сокращая наименования налогов и процентных ставок на них, они не смогут выполнить бюджет, - сказал он. - А если не будет выполнен бюджет, мы не сможем выдавать зарплату, пенсии, стипендии и другие выплаты. В странах Европы, например, смогли силой или уговорами сократить размеры зарплат и пенсий. Но мы этого себе позволить не можем, потому что наши зарплаты и пенсии и без того маленькие».
Между тем, глава Минэкономразвития высказался за создание независимой структуры, которая будет контролировать проверки, производимые представителями налогового органа.
«Наряду с налогоплательщиками проверками должны подвергаться также налоговики, - сказал он. - Нам нужно создать такую структуру, которая должна будет контролировать проверки представителей налогового органа. Это должна быть независимая структура, которая не будет связана с налоговым органом, чтобы налогоплательщики при необходимости могли к ней обращаться для защиты своих интересов».