Гиссар перестал быть столицей подпольных азартных игр.
Оказывается, Гиссар уже пятый год служил убежищем для любителей подпольных азартных игр.
Председателю Гиссарского района Усмону Сабзову, назначенному на этот пост в феврале этого года, стало известно об этом из писем группы жителей района, в том числе и ветеранов ВОВ из Душанбе и Рудаки. Они сообщили, что в Гиссаре функционирует подпольный бизнес в сфере азартных игр и просили председателя Гиссара покончить с этим. Ранее они также обращались в хукумат района, но меры не были приняты. Они утверждали, что их дети и внуки каждую субботу-воскресенье уезжают в Гиссар, чтобы поиграть в карты, кости и другие азартные игры.
Таким образом, мэр сделал вывод, что одной из самых больших проблем молодежи являются азартные игры, которые стали причиной финансовых проблем, семейных скандалов и преступлений.
Проиграв крупные деньги, они из дома крали все, что попадало в руки, – телевизоры, драгоценности, бытовые приборы. Реализовав их за бесценок, они, таким образом, оплачивали долги. Как говорят, в подпольном мире азартных игр долги не прощаются.
По рассказу Усмона Сабзова, он долго размышлял над тем, как пресечь путь молодежи к местному «Лас-Вегасу».
Председатель района советовался с Валиджаном Табаровым, начальником милиции. Он так же, как и Сабзов, был человеком новым и пока не знал всех тонкостей работы на новом месте. Была информация, что кто-то из местных органов «крышует» этот бизнес. Поэтому решили не выдавать тайну операции местной милиции и позвали на помощь спецов из столицы.
Сначала придумали прикрытие – якобы пойти на кражу коров, которая является частым видом воровства в сельской местности. Расспросив некоторых людей, узнали адрес – «Лас-Вегас» оказался недалеко от райцентра, на территории одной из баз «Таджикматлубота».
Переодевшись, мэр и главный милиционер поехали на азартный рынок.
«Приехали на базу, - рассказал Сабзов. – Там специально приставленный работник подпольной «компании» размещал автомобили на стоянке в строгом порядке».
Вход на базу напоминал вход на официальное заседание хукумата – все строго, чинно, солидно. Вся разница в том, что здесь нужно платить взнос в размере 5 сомони. Человеку, заплатившему взнос, тут же передают почтовый конверт - красивой расцветки, такой качественный, глянцевый, каких мало. Посетитель на нем пишет свою фамилию и имя, вкладывает в него свой выключенный мобильник, и оставляет его охране.
Один из завсегдатаев гиссарского «Лас-Вегаса» Шавкат М. из Душанбе подтвердил слова гиссарского председателя и добавил:
- Оставляешь все, что из металла, – ключи, ножи и другое. Для того, чтобы в случае драки, не поранить кого-нибудь. Лишний шум хозяевам не нужен. Все проходило там гладко, споры решали старшие люди из числа так называемой «администрации». Но я не видел, чтобы кто-то сильно шарахался, таких быстро ставили на место. Все было по-мужски и честь по чести…
Когда Сабзов и Табаров вошли на базу, то увидели, что организаторы поработали на славу – для каждой игры выделены специальные места, одна группа не мешает другой. В тот день там играли в карты на деньги, в ходу была игра в наперстки, в другом месте толпа окружила игроков, бросающих кости, чуть дальше шли петушиные бои.
Двор базы был огромным и вмещал много людей. Ярко горели прожекторы, которых нет даже в госучреждениях.
Раис и его напарник, чтобы не вызвать лишних подозрений, поиграли в карты - в «трынку» на деньги. Табаров не справился – проиграл 300 сомони.
Потом они направились на петушиные бои. Страсти кипели так, что ставки на победу выбранного петуха среди заключавших пари поднялись от 500 сомони до 1000 «зеленых».
Понаблюдав за игрой в кости, в конце они подошли к играющим в наперстки. Скороговоркой игрок приглашал окружающих на игру – вокруг него толпилась молодежь, ничего не подозревающая о его афере. Время от времени человек из его группы вступал в игру и выигрывал кучу денег. Тем и заинтересовывали других, которые в надежде на легкий выигрыш ставили деньги и указывали, под каким напёрстком спрятана костяшка. Пока человек вынимал деньги, хозяин успевал так переставить наперстки, что игрок сам не замечал, как его обманули. Тут раису повезло – он заранее подготовил деньги и не выпускал наперсток из рук, хотя партнеры афериста толкнули его в сторону. Но раис оказался крепким орешком и добился победы – мошенники вынуждены были заплатить 700 сомони.
Время приближалось к двум часам ночи, и Сабзов решил закончить свое пребывание в мире азартных парней. Подошли к охранникам, а те не отдают телефоны. Пришлось обмануть их, сказав, что проиграли 15 тыс. сомони, поэтому нужно срочно позвонить друзьям, чтобы они принесли эти деньги. Уговорили. Получив свои телефоны назад, Сабзов и Табаров вышли на улицу и позвонили туда, куда следует.
Минут через 10-15 прибыл спецназ, и начался штурм «Лас-Вегаса».
Операция прошла удачно. Поймали 83 любителей азарта, арестовали 63 автомашины.
Публика собралась со всех регионов Таджикистана – от Согда до Хатлона. Больше всего было представителей Душанбе и Гиссара.
На следующий день, когда стало известно об операции, телефон раиса чуть не лопнул от звонков. Между прочим, не от простых людей! Они просили снисхождения к провинившимся, часто повторяли, что их дети поехали на игру впервые. Общий размер штрафа с них составил 480 тысяч сомони.
Гиссар был также местом несанкционированных ночных авто- и мотогонок. По ночам лихачи и байкеры не давали спать людям, нарушали покой в больнице, мешали движению транспорта в ночное время. Часто случались аварии, были даже смертельные исходы. В хукумат начали поступать жалобы от населения.
Усмон Сабзов рассказал и о последнем «ночном форсаже» в Гиссаре.
«Вместе с начальником милиции Валиджоном Табаровым мы переоделись в спортивную форму и приехали к месту сбора гонщиков. Заплатив 100 сомони взноса, приняли участие в гонке. Когда произошел спор между участниками при определении победителей, как люди старшего возраста, обещали помочь в разборке. Они не догадывались, кто мы такие. Попросили их отдать документы всех участников, что они и сделали. В конце гонки задержали 37 ребят, сбежали только четверо, но их документы находятся у нас, у двоих участников не было водительских прав. Все они являются сыновьями богатых людей - бизнесменов, руководителей и бывших председателей, служащих тех или иных структур. Ребята были в возрасте от 15 до 25 лет», - рассказал глава района. В итоге был прегражден путь к новым преступлениям и нарушениям.
Азартных людей хватало всегда и везде. Таджикистан - не исключение из этого правила. Один из участников петушиных боев рассказывает:
- Я закаляю своего петушка постоянными тренировками, кормлю его пшеничными зернами, червяками и миндалем. У меня был красный петух в крапинку, с ним я выиграл много денег, пока он не погиб от клюва соперника. Перепела и куропатки в бою не интересны. Они сражаются несколько минут, но петухи могут биться долго».
В Гиссаре в день разгрома его не было. «У меня набирается сил очередной боец; если не в Гиссаре, то в Рудаки соберутся, какая разница. Доходный бизнес, пусть даже будет под запретом, все равно будет процветать».
По его мнению, «Лас-Вегас» полностью не разгромлен, он на время растворился в гуще народа и скоро появится в другой местности.