Пресс-служба таджикского президента опубликовала 13 фото встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовы. Руководители двух стран на 7 фото стоят рядом и выглядят довольными и улыбающимися.
Жители Таджикистана и Узбекистана уже более 15 лет осуществляющие поездки друг к другу только с визой, публикацию этих фотографий с улыбающимися президентами расценили как знак потепления в отношениях между двумя странами. Отношения, которые по утверждению большинства опрошенных экспертов, сильно привязаны на личные отношения двух президентов.
Даниил Кислов, главный редактор информационного портала «Фергана» 28-го июня в беседе с Радио Озоди отметил, что уже два года, как говорят о потеплении и таянии льдов в отношениях между двумя странами, но никаких изменений в двусторонних отношениях не наблюдается. Он сказал, «Ислам Каримов считает Узбекистан ключевой страной в Средней Азии и хочет, чтобы страны соседи многие свои проблемы обсуждали с ним в формате «один на один», а не посредством различных организаций наподобие ШОС или ЕврАзЭс».
Кислов говорит, в отличие от Каримова, который желает, чтобы Таджикистан при решении многих своих проблем прислушивался к нему, президент Рахмон осуществляет свою независимую политику и складывается впечатление, что такие различия в подходах осложнили двусторонние отношения. Поэтому, по мнению Кислова, не стоит ожидать от встречи двух президентов, которые не желают делать шаги навстречу друг другу, существенных изменений в отношениях между странами.
Обычно государственные СМИ Узбекистана и Таджикистана публикуют сухие и официальные отчеты из таких встреч и воздерживаются от публикаций цитат высказываний президентов. Но, на этот раз государственное телевидение Узбекистана показало полный отчет встречи глав двух соседних стран.
Государственное телевидение Узбекистана канал «Ташкент» даже пустил в эфир несколько цитат из высказываний президентов двух стран, которые освещают подробности их встречи. В одном отрывке этой телепрограммы Ислам Каримов говорит, что готов на этой встрече с таджикским коллегой обсудить эти три вопроса.
«Хотел бы на этой встрече обсудить несколько вопросов относительно, которых мы можем высказать свои точки зрения. Первый вопрос это безопасность наших стран. Второе экономические связи и третий момент недопущения блокового подхода в решении проблем между нашими странами», - сказал Ислам Каримов.
За последние два года это уже вторая встреча Эмомали Рахмона с Ислам Каримовым, которые происходят именно в ходе саммитов ШОС в Душанбе и Ташкенте. Ислам Каримов на этих встречах чаще говорить о ликвидации «следов третей стороны» и «влияния того или экономического и военного блоков». К чему такие предупреждения Ислама Каримова?
Эксперт по политическим вопросам Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что Узбекистан и Таджикистан за исключением Туркменистана, который объявил себя внеблоковым, до сих пор не вступили Евразийский экономический союз под руководством России.
«Поэтому, Узбекистан очень хочет, чтобы и Таджикистан не вступил в этот союз. Так как, если Таджикистан вступит в этот союз, то Узбекистан останется единственной страной региона, не входящий ни в какую региональную организацию. Указки Каримова на недопущение блокового подхода относятся к этой теме», - сказал Мамадазимов.
Таджикский эксперт добавил, что "Россия активно уговаривает Узбекистан присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, но Ташкент не поддается на уговоры и не вхождение Таджикистана в это объединение является главным козырем Узбекистана на переговорах с Россией», - отметил Абдугани Мамадазимов и добавил, «поэтому Узбекистан не желает терять эту свою карту».
Но, в отличие от Даниила Кислова, таджикский эксперт склонен считать, что усиление отношений сверхдержав и геополитическая конъюнктура в регионе вынуждают Таджикистан и Узбекистан утихомирить свои противоречия.
Отношения Таджикистана и Узбекистана после приобретения ими независимости в 1991 году никогда не были гладкими, а после решения Таджикистана достроит Рогунскую ГЭС приблизился к так называемому периоду «холодной войны». Вначале Узбекистан установил препятствия на пути свободного транзита таджикских железнодорожных составов, а позже поднял ставку транзитного акциза на все 60%.
В результате, за годы противостояния товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном резко сократился и за последний год составил всего 12 миллионов долларов, что для двух соседних стран ничтожно малый показатель. В качестве примера, в начале 2000 годов ежегодный товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном составлял 500 миллионов долларов.