Первый вице-премьер Таджикистана Давлатали Саид выразил недовольство простаиванием крупного нефтеперерабатывающего завода, построенного на территории Свободной экономической зоны «Дангара».
«Предприятие, которое должны были сдать в эксплуатацию еще в 2018 году, до сих пор не работает», - сказал Давлатали Саид 30 сентября на заседании Совет по государственно-частному партнерству, который он возглавляет.
Первый вице-премьер отметил, что для работы этого НПЗ создана вся необходимая инфраструктура: линия электропередачи, железнодорожная ветка, водоснабжение.
Соответствующим лицам он поручил принять необходимые меры для запуска работы завода. Присутствовавшие на мероприятии представители китайской компании «TK-oil» отметили, что строительство и оснащение завода полностью завершено. Основная проблема – отсутствие рынка сбыта продукции.
Китайские инвесторы попросили правительство посодействовать им в нахождении потребителей выпускаемых заводом нефтепродуктов. При этом представители компании не уточнили, что именно подразумевается под «отсутствием потребителей».
Специалисты же говорят, что, скорее всего, речь идет о том, что выпускаемая этим НПЗ продукция дороже импортируемых республикой нефтепродуктов.
Между тем, на днях в администрации СЭЗ «Дангара» сказали «Азия-Плюс», что запуск построенного на территории этой зоны НПЗ откладывается из-за отсутствия сырой нефти по приемлемым условиям.
В администрации СЭЗ отметили, что на данный момент ведутся переговоры по поводу поставок сырья с компаниями Ирана, Казахстана и России.
Завод, проектной мощностью 1,2 млн тонн нефти в год, построен китайской компанией Dong Ying heli Investment and Development, которая является дочерним предприятием Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC).
Как в воду глядели
Независимые эксперты еще во время строительства этого объекта удивлялись возведением крупного НПЗ на территории «неуглеводородного» Таджикистана.
Они отмечали, что такие предприятия обычно строятся странами, которые располагают достаточными запасами нефти, и чем ближе к месторождению, тем лучше.
«Если уж решили строить на территориях, отдаленных от месторождений, нужно хотя бы позаботиться о прокладке нефтепровода, чтобы производство было рентабельным. В Таджикистане же нет больших запасов нефти, а на прокладку трубопровода из других стран нужны огромные средства. Поэтому придется доставлять его транспортом, а это, с учетом протяженности пути и высокой вывозной пошлины на сырье в странах-экспортерах, делает его переработку неэффективным», - сказал «АП» независимый экономист Сафар Аюбов.
Он подчеркнул, что наладить производство можно, но себестоимость вызывает у него сомнения. «Боюсь, что конечная продукция окажется намного дороже импортируемого топлива», - говорит он.
Потребности Таджикистана
Таджикистан для удовлетворения внутренних нужд практически полностью закупает горюче-смазочные материалы на внешних рынках.
Около 80% нефтепродуктов импортируется из России, а более 90% сжиженного газа – из Казахстана. Добываемые в Таджикистане углеводороды покрывают всего около 5% потребностей страны.
Годовые потребности Таджикистана в нефтепродуктах оцениваются в 600 тыс. тонн, а в сжиженном газе – более 400 тыс. тонн.
В первой половине нынешнего года республика импортировала почти 300 тыс. тонн нефтепродуктов и более 227 тыс. тонн сжиженного газа.
В частности, ввезено 120,9 тыс. тонн бензина и 140,8 тыс. тонн дизельного топлива. Оставшиеся 38 тыс. тонн приходятся на другие виды нефтепродуктов (керосин, мазут и пр.).