Президент Эмомали Рахмон в июле этого года на встрече с премьер-министром Казахстана в Душанбе заявил, что Таджикистан готов предложить казахским инвесторам ряд перспективных проектов, в том числе в агропромышленных отраслях, сфере энергетики, легкой промышленности, переработки полезных ископаемых, транспорта и коммуникаций.
Рассказываем, куда для нас и них вкладывать было бы более эффективно.
Двусторонние отношения Таджикистана с Казахстаном на протяжении всего постсоветского периода складываются довольно ровно, в дружественном ключе и даже достаточно динамично. За последние годы Казахстан догнал и обогнал Китай по объемам торговли с Таджикистаном и вплотную приблизился к главному торговому партнеру нашей республики – России.
По итогам семи месяцев этого года объем таджикско-российского товарооборота составил $570 млн., а торговый оборот с Казахстаном - $505 млн.
Казахстан в основном экспортирует в Таджикистан пшеницу, муку, сжиженный газ, строительные материалы, прокаты черных металлов, продукцию неорганической химии. Таджикистан – хлопок, алюминий и изделия из него, плодоовощную продукцию, а также текстиль.
Однако казахскими инвесторами до сих пор остается практически неосвоенной таджикский рынок. Если в торговле, как уже было сказано, Казахстан обошел Китай и приближается к России, то в плане вложения прямых инвестиций в таджикскую экономику наш сосед уступает этим двум странам примерно в десять раз.
Так, накопленные прямые инвестиции Китая и России в Таджикистане составляют более и около $1 млрд, соответственно, в то время как прямое капиталовложение из Казахстана в нашу экономику за все годы независимости составил всего лишь чуть более $100 млн.
Сегодня в Таджикистане работают представительства казахстанских компаний, таких как: ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистан», «JTI Kazakhstan» (сигаретная продукция), TOO Teksan Kazakhstan Invest (светоэлектротехническая продукция), дилеры по продажам казахстанской продукции: компании «Alina» (сухие строительные смеси и лакокрасочная продукция), завода Пеноплэкс Казахстан (строительная продукция), завода «ЗЕРДЕ Керамика». А также группы компаний «Galaksi» (алюминиевые профили строительного назначения), холдинга «ЦЕСНА» (мука) и др.
Кроме того казахстанские инвесторы представлены в ЗАО «Оби Зулол» (производство воды и прохладительных напитков), ООО «Зерновая компания» (пшеница и мукомольные изделия), ООО «Сугд пак» (производство пропиленовых мешков).
В целом, на территории Таджикистана с участием казахских инвестиций функционируют около 90 совместных предприятий. Два десятка из этих предприятий полностью принадлежат казахским инвесторам, основной деятельностью которых, опять же, являются экспортно-импортные операции.
Не Фондом, так Деловым советом
Наращивание таджикско-казахского инвестиционного сотрудничества было бы вполне логичным, если учесть, что Казахстан сегодня является одним из ведущих экономик ближнего зарубежья (крупнейшая в ЦА и вторая на постсоветском пространстве). Таджикистан же испытывает острый дефицит инвестиционного капитала, позволяющего эффективно использовать имеющиеся природные и человеческие ресурсы для обеспечения устойчивого экономического роста.
Казахстан, согласно данным министерства по инвестициям и развитию этой республики, инвестировал с 2005 года за рубеж около $70 млрд. При этом, Таджикистан за все эти годы получил инвестиции из этой страны в размере всего около $600 млн, что не достигает даже 1% в общем объеме казахского внешнего капиталовложения.
В 2010 году был создан Казахстанско-таджикский Фонд прямых инвестиций, учредителями которого выступили Фонд устойчивого развития «Казын» и Госкомитет по инвестициям и управлению госимуществом Таджикистана. Собираемые Фондом средства планировалось направить на инвестирование проектов на территории Таджикистана. Однако эти идеи остались нереализованными.
Для расширения взаимовыгодно сотрудничество бизнеса, в частности, привлечения взаимных инвестиций год назад был создан таджикско-казахский Деловой совет, очередное заседание которого состоялось в июле этого года в Душанбе.
Участники мероприятия отметили, что у Таджикистана есть очень много секторов, в которые потенциально можно было бы инвестировать. Предполагается, в частности, капиталовложение в таджикскую гидроэнергетику и водные ресурсы, горную добычу, транспорт, дорожное строительство, телекоммуникации, машиностроение, сельское хозяйство, в частности поставка сельскохозяйственных продуктов. А также перерабатывающую отрасль, производственную область, легкую и пищевую промышленность, сектор услуг, фармацевтику, здравоохранение, туризм.
Где бы нам использовать казахские инвестиции?
Таджикские эксперты отмечают в первую очередь огромный неиспользованный потенциал сотрудничества в горнодобывающей отрасли. «Это одна из главных отраслей экономики Казахстана, отличительной особенностью которой является большое разнообразие добываемых ископаемых, а, следственно, большое количество предприятий, работающих как непосредственно в сфере разведки и эксплуатации рудников, так и так и в области материально-технического обеспечения процессов недропользования», - говорит экономист Зафар Махмудов.
По его мнению, мощные казахские горнорудные компании, используя свой опыт и средства, могли бы помочь освоению минерально-сырьевых ресурсов Таджикистана, которыми богата наша республика.
Кроме того, отметил экономист, казахские инвесторы могли бы создавать в Таджикистане предприятия по заготовке и переработке фруктов и овощей. Он считает, что такие предприятия могли бы «насытить» казахский рынок свежими овощами и фруктами, а также консервированными продуктами.
Более того, Махмудов подчеркнул, что на данный момент Таджикистан импортирует около 70% продуктов питания, а Казахстан обладает довольно развитой пищевой промышленностью, которая охватывает свыше 30 отраслей. «Вошедшие к нам компании в короткие сроки можно хорошо раскрутить, обеспечивая продукцией потом не только Таджикистан, но и поставлять ее в другие соседние страны», - заключил эксперт.
Энергетик Носир Абдуллоев отмечает, что Таджикистан обладает колоссальным гидроэнергетическим потенциалом, которым Казахстан мог бы воспользоваться для обеспечения собственных нужд в сравнительно дешевой и экологически чистой электроэнергии.
«Сегодня около 90% электроэнергии в Казахстане вырабатывается тепловыми станциями. А себестоимость тепловой энергии почти в пять раз выше электроэнергии, производимой на ГЭС. Казахстан может вкладывать средства в строительство станций на реке «Зарафшон», поставляя вырабатываемую энергию на свой рынок посредством существующих региональных линий электропередачи», - сказал он.
Энергетик подчеркнул, что такие намерения у казахской стороны существовали в конце нулевых годов, которые так и остались всего лишь намерениями. «Видимо Казахстан извлек урок из горького опыта России и Ирана, которые построили и запустили в Сангтуде станции, но потом столкнулись с проблемами, связанными с получением оплаты за производимую продукцию», - добавил он.
Специалисты считают весьма востребованными инвестиционные возможности Нурсултана также в текстильной, телекоммуникационной, фармакологической отрасли, финансово-банковском секторе, а также области разведки и добыче углеводородов.
Льготы и барьеры
В соответствующих госструктурах Таджикистана утверждают, что в республике создан благоприятный климат для предпринимательства и действует закон о защите инвесторов, и, что для инвесторов определены большие льготы и преференции.
Отмечают, что в стране действуют всевозможные законодательные акты, предоставляющие гарантии и стимулы инвесторам.
В частности, снижены ставки НДС и налога на прибыль, введен принцип «Единого окна» при регистрации юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, вводится такая же система при оформлении экспортных, импортных и транзитных процедур, принят Налоговый кодекс, разработанный с учетом прогрессивного мирового опыта, совершенствуется таможенное законодательство.
Предоставляются, в том числе, льготы и преференции для инвесторов, которые будут вкладываться в полный цикл переработки сельхозпродукции, займутся переработкой хлопка и строительством ГЭС.
Одной из мер, принятых правительством для поддержки и дальнейшего развития частного сектора, стал двухлетний мораторий на все виды проверок для субъектов, занимающихся производственной деятельностью.
Для осуществления постоянного контроля и своевременного решения возникающих проблем на пути развития предпринимательства в стране создан Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата, который возглавляет президент страны.
Согласно анализу Международной финансовой корпорации, действующее законодательство Таджикистана предоставляет свыше 60 различных инвестиционных стимулов, более 50 из которых являются налоговыми и таможенными льготами.
Так почему же, несмотря на значительные стимулы, инвесторы не спешат в массовом порядке вложить свои деньги в таджикские предприятия?
По мнению некоторых экспертов, иностранные инвесторы, как и местный бизнес, находятся под давлением со стороны проверяющих органов. Также они считают, что непредсказуемые и постоянно меняющиеся законодательства, в частности, налоговое, создают благодатную почву для интерпретаций.
Специалисты полагают, что Таджикистан из-за непомерных налогов, коррупции и слабого верховенства закона проигрывает странам региона в конкуренции за иностранными инвестициями.
Экономисты Всемирного банка прогнозируют республике в среднесрочной перспективе сохранение низкого уровня притока прямых иностранных инвестиций и ускорение оттока капитала из страны. Связывают эту тенденцию в первую очередь с неблагоприятной средой для ведения бизнеса в республике.
В докладе ВБ об экономике Таджикистана отмечается медленный темп проведения реформ, направленных на создание благоприятной среды для ведения бизнеса по сравнению с региональными экономиками, особенно Узбекистаном.
Бюро по делам экономики США считает, что иностранный инвестор сталкивается в Таджикистане с коррумпированной бюрократической системой.
В опубликованном на сайте Госдепа отчете говорится, что правительство Таджикистана заинтересовано в привлечении большого объема капитала, однако не осуществляет необходимые реформы, которые бы позволили этой стране превратиться в конкурентоспособное место для инвестиций.
Международная организация The Risk Advisory Group летом этого года опубликовала отчет «Коррупционные вызовы – 2019», в котором Таджикистан считается одной из наиболее коррумпированных стран постсоветского пространства. В этом плане наша республика на постсоветском пространстве уступает только Туркменистану.
Еще одним барьером на пути иностранных инвестиций аналитиками Бюро по делам экономики США считается слабое верховенство закона в отношении прав собственности.
Экономист Зафар Махмудов отметил неблагоприятное географическое расположение Таджикистана (горная местность, отдаленность от морских портов и протяженная граница с политически нестабильным Афганистаном), которое, по его мнению, отталкивает потенциальных инвесторов. «Чтобы как-то компенсировать это объективное, независящее от нас обстоятельство, нужно стремиться к созданию более привлекательной, чем у наших соседей, инвестиционной среде», - заключил специалист.