Обходиться без больших кредитов Таджикистану позволяли переводы мигрантов, теперь этот источник сократился. На днях было заявлено, что республика хочет за три года занять около 1 миллиарда долларов
Депутаты нижней палаты парламента Таджикистана единогласно поддержали предложенный правительством проект Программы государственных внешних заимствований РТ на 2017-2019 годы. В ближайшие три года республика намерена получить льготные кредиты на сумму 967 миллионов долларов.
Деньги планируется привлекать в качестве льготных кредитов, которые пойдут на развитие приоритетных векторов национальной экономики, в том числе транспортной коммуникации, сельского хозяйства, энергетики, здравоохранения.
Предполагается осуществление 98%, часть из которых уже находится на стадии реализации, сказал во время своего выступления в парламенте министр финансов Таджикистана Абдусалом Курбониён.
Миллионы планируется взять у международных финансовых институтов и фондов. Кредитные средства будут льготными, а срок их погашения составит 20-40 лет. Процентная ставка кредитов, отметил министр, не превысит 0,15%-2% годовых.
Среди основных кредиторов Таджикистана в последующие три года будут: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд развития.
Потянем?
Вероятно, таджикские депутаты уверены, что на сегодняшний день у Таджикистана нет проблем с погашением государственных заимствований, иначе голосование не было бы столь единогласным. Между тем внешний долг Таджикистана с начала года вырос на 118 миллионов долларов и на начало октября этого года составил почти 2,3 миллиарда.
Сумма свыше 2,1 миллиарда долларов — это непосредственный государственный долг, который обеспечивает выполнение услуг правительства страны. Объем долгов с государственной гарантией в структуре внешнего долга составляет около 22 миллионов. Порядка 31,5 миллиона — долги государственных предприятий, которые не имеют правительственной гарантии.
Самые большие долги у Национального банка Таджикистана перед Международным валютным фондом, который был привлечен для сохранения равновесия выплат. Он составляет 122 миллиона долларов. Еще один большой долг также НБТ перед китайским кредитом — 10 миллионов, а по кредиту перед Исламским банком развития страна должна отдать 5,1 миллиона.
К слову, глава Минфина сообщил депутатам, что размер внешнего долга Таджикистана по отношению к ВВП снижается с каждым годом. Так, по его словам, если в 2002 году его размер составлял 108% к ВВП, то этот показатель за десять месяцев текущего года составил 35,6%. Пороговое соотношение не должно быть выше 40-45%.
Долгов, как видно, у Таджикистана много, причем они растут. Кроме этого, в будущем РТ ждет только лишь ужесточение кризиса. О значительных рисках для макроэкономики республики говорится в очередном докладе Всемирного банка. Аналитики банка прогнозируют, что рост ВВП Таджикистана постепенно будет восстанавливаться в среднесрочной перспективе, хотя и останется ниже своего последнего исторического среднего показателя.
Также ожидается, что неустойчивость внешнего счета, истощение валютных резервов, наличие условных обязательств, порожденных государственными предприятиями, и системные риски, связанные с уязвимостью в банковском секторе привнесут значительные риски для макроэкономического развития Таджикистана в будущем, отмечают авторы доклада.
Если правильно использовать
"С точки зрения экономической безопасности внешний долг страны не должен превышать 40-45% от ВВП. В настоящее время внешний долг Таджикистана составляет более 35%. Исходя из этого, у страны существует подушка экономической безопасности. С другой стороны, если внешние кредиты направлены на инвестицию реального сектора экономики, то это даст возможность своевременно возвратить полученные кредиты", — отмечает независимый экономист Фируз Саидов.
Использование внешних заимствований в бюджет образующих секторов экономики (сельского хозяйства, энергетики, транспортного сектора) даст возможность увеличить темпы роста ВВП, добавил он.
По мнению экономиста, указанные льготные кредиты со сроком их погашения на 20-40 лет являются выгодными для Таджикистана.
"При правильном их использовании добавленная стоимость от данного кредита может быть очень высокой. Использование данных кредитов, например, в транспортном секторе, может повлиять на снижение транспортных расходов и в конечном итоге на себестоимость продукции. В энергетическом секторе — на развитие малого и среднего бизнеса, в сельском хозяйстве — на продовольственную безопасность. Развитие данных секторов экономики позволит повысить бюджет страны и уровень поступлений в социальный сектор (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение)", — считает эксперт.
Кроме этого, по мнению Саидова, исходя из того, что основными кредиторами являются ВБ, АБР, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд развития, мониторинг целевого использования данных кредитов будет на достаточно высоком уровне, что также немаловажно для условий Таджикистана.
Подсаживание на иглу
По мнению независимого экономиста Константина Бондаренко, не существует однозначного ответа на вопрос, потянет ли страна такой большой займ.
"Все зависит в конечном итоге от многих факторов: какая будет динамика экономического роста, какие условия получения финансирования, начиная с того — кто дает кредит, а затем уже — ставка, срок погашения, прочие условия. Также важно на какие цели, то есть на какие проекты планируется заимствование. Только зная ответ на все вышеупомянутые вопросы, можно делать некий вывод с определенной долей вероятности о том, что будет превалировать — выгода от привлечения дополнительного капитала или риски, связанные с этим", — полагает он.
На настоящий же момент, не зная достоверно всего вышеуказанного, можно сделать, по словам Бондаренко, несколько иной вывод, который не требует знания будущего.
"Это вывод о практически полной непривлекательности Таджикистана для прямых иностранных инвестиций. И о том, что внутренних источников экономического роста в Таджикистане нет. Плюс к этому — основной внешний фактор, работавший на стимулирование роста, — денежные переводы значительно сократились и не восстановятся в прежнем объеме в ближайшее время", — считает экономист.
Но правительству нужны хорошие цифры экономического роста. Поэтому кредиты теперь играют первостепенную роль, говорит Бондаренко.
"Это тоже риск, подсаживание на иглу. Потому что кредиты, в отличие от денег мигрантов, еще и требуют обслуживания, то есть выплаты процентов", — пояснил он.