Парламент Таджикистана одобрил проект поправок, в соответствии с которыми отечественные и зарубежные предприниматели могут получить прибыль от временной приватизации государственных инфраструктурных объектов на длительный срок. Среди объектов - дороги, мосты, детские сады, линии электропередачи, автостоянки и логистические центры.
Одной из целей приватизации госсобственности является уменьшение нагрузки на государственный бюджет, увеличение госдоходов и поступлений денежных средств в госбюджет, эффективное использование государственных активов и увеличение базы получаемых дивидендов.
Строка «поступления от приватизации государственной собственности» ежегодно фигурирует в бюджете.
С 2014 г. этот вид поступлений в госбюджет формулируется как «поступления от приватизации и использования государственной собственности»; в тот год их размер оказался наибольшим – 30 млн сомони. В последующие, 2013 - 2016 годы вышеназванные поступления планировались одинаковыми - в размере 25 млн сомони ежегодно.
Если сравнивать с дефицитом госбюджета, то можно увидеть, что в 2014 г., при наиболее высокой сумме доходов от приватизации, они составили 12%, а в текущем, 2016 году - около 8% от дефицита. И то если намеченные планы будут исполнены.
К сожалению, нам не удалось найти достоверных данных о фактическом поступлении доходов от приватизации.
Некоторые сведения удалось найти в Программе приватизации на 2014 – 2016 гг., где сказано: «…В 67 единицах средних и крупных предприятий, приватизированных на инвестиционных тендерах, в общем поступило инвестиций на сумму 85,1 миллиона сомони на развитие производственных мощностей предприятий и было создано 3,5 тысячи новых рабочих мест. Данные показатели превышают обязательства, определенные договорами купли-продажи на сумму 12,5 миллиона сомони и 1,1 тысячи рабочих мест».
Современный этап: акционирование, распродажа, ликвидация
Первый этап процесса назывался малой приватизацией. В частные руки передавались предприятия сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг и транспорта.
В настоящее время наступил второй этап, на котором основной задачей является реструктуризация средних и крупных предприятий сферы промышленности, транспорта, связи и строительства с их последующей приватизацией. Для этого осуществляется преобразование госпредприятий в акционерные общества и дальнейшая продажа их акций на аукционах и тендерах.
Правительством РТ был разработан Стратегический план приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003–2013 годы. Согласно последнему, из запланированных 459 средних и крупных предприятий уже приватизировано 424 предприятия.
Опять же согласно Стратегическому плану, 9 средних и крупных предприятий были ликвидированы и еще 8 находятся на стадии ликвидации. Приватизация 11 единиц предприятий до сих пор осталась незавершенной, и к ним будут приниматься дополнительные меры.
Для 14 субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий утверждены индивидуальные планы реструктуризации. Поясним, что особо крупные и важные объекты, перечень которых утверждается правительством РТ, приватизируются по индивидуальным проектам. Последние включают оценку стоимости его имущественного комплекса, определение размера подлежащего продаже государственного пакета акций, выбор вида приватизации.
В этом году посредством индивидуальных проектов были проданы санаторий «Зумрад» в г.Исфаре, санаторий «Шаамбары». В будущем предстоит приватизация «Таджикцемента» и санатория «Ходжа Оби Гарм».
Список акционерных обществ, пакеты акций которых были выставлены на продажу посредством аукционов, включает 30 АО, среди которых: прядильная фабрика в Курган-Тюбе, Кумсангирский хлопкоочистительный завод, «Кайраккумские ковры», Канибадамский завод «Бодом», «Худжандский консервный комбинат», нурекский «Текстильщик», душанбинские издательство «Дониш» и типография «Матбуот» и другие. 10 предприятий из этого списка уже приватизированы.
Кроме того, в течение текущего года посредством тендеров должны быть приватизированы еще 25 предприятий, в том числе Курган-Тюбинский трансформаторный завод, Ремонтно-механический завод в Вахдате, «Ангишт», «Консервный комбинат, «Сугднафтугаз» в г.Исфаре, Автоколонна и АО «Сельстрой» в Кулябе, «Энергострой» в Яване, Транспортная экспедиция железной дороги, лечебница «Памир» в Хороге и другие.
В будущем по индивидуальным проектам предстоит приватизация ОАХК «Барки точик», ГУП «Железная дорога», ГУАП «Таджик Эйр», ОАО «Таджиктелеком», ОАО «Телерадиоком», ОАО «Таджикхимпром». Также предназначена к приватизации система газоснабжения республики. Продажа будет осуществляться посредством тендеров при условии их перехода на постоянную деятельность.
Энергетическую систему страны и сферу гражданской авиации («Таджик Эйр», международные аэропорты Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе и Куляб) ждет та же участь.
В Программе приватизации госсобственности на 2014–2016 годы сказано: «Анализ прошедших этапов приватизации показывает, что изменение формы собственности иногда не даёт ожидаемых результатов. Основной причиной этого прежде всего является несоответствие новым экономическим условиям механизма хозяйствования, в результате которого как приватизированные, так и государственные предприятия не могут достичь положительных производственно-экономических результатов».
Для реализации целей госполитики в рамках приватизации необходимо, в частности, совершенствование законодательства о приватизации и управлении государственной собственностью с учетом меняющихся экономических условий.
Следствием вышеизложенного явилось внесение 9 поправок в закон РТ «О приватизации государственной собственности», принятый в 1997 году.
Временно, но без нарушений?
Сообщения СМИ об очередном принятии парламентом поправок к упомянутому закону вызвали немало вопросов. Речь шла о том, что некоторые государственные инфраструктурные объекты могут быть временно приватизированы. Вопросы возникли относительно как самого термина, так и его соответствия Конституции РТ, Гражданскому кодексу, Закону «О приватизации госсобственности в РТ» и другим нормативно-правовым актам.
О таких противоречиях публично заявил секретарь ЦК Компартии Таджикистана Исмоил Талбаков. По его словам, в Конституции Таджикистана четко определены формы собственности, которые существуют в нашем обществе – государственная, частная, общественная и акционерная. «То, что собственность не имеет форму временности, ясно каждому понимающему человеку», - заявил Талбаков.
Между тем источник в Госкомимуществе заявил, что обсуждаемые поправки вовсе не противоречат базовым законам. «Речь идет об объектах, которые, согласно первому пункту статьи 9 закона РТ «О приватизации государственной собственности», не подлежат приватизации. Однако после принятия в 2012 году закона РТ «О государственно-частном партнерстве» стала возможной их передача во временное пользование. Последняя осуществляется с условием вложения частным партнером инвестиций и организации прибыльной деятельности. Право собственности на объект не передается, и после завершения срока он возвращается объект государству», - разъяснил он.
Источник добавил, что это пилотный проект и первым выставленным на тендер или аукцион объектом станет государственный детский сад. Далее перечень и условия временной приватизации государственных и инфраструктурных объектов определит правительство Таджикистана.
Он также отметил, что госимущество, подпадающее под определения статьи 9, то есть объекты, обеспечивающие жизнедеятельность экономики городов и районов, топливно-энергетического комплекса, водохозяйственные сооружения, железнодорожные пути и автодорожные коммуникации, сети связи, объекты здравоохранения и образования, все же приватизируется по решению правительства РТ.
Где найти покупателя?
Экономист Ходжимухаммад Умаров считает, что частный сектор Таджикистана, по сравнению с другими постсоветскими странами, слаб и вряд ли сможет приватизировать и поддерживать инфраструктуру, в частности дороги, водопроводные линии и ЛЭП.
«К примеру, - сказал он в интервью радио «Озоди», - несколько детских садов в столице перешли в частную собственность, и разница между прежним и нынешним детским садом лишь в том, что улучшились уход за детьми и их воспитание, а здания так и не были отремонтированы и переоборудованы».
Эксперты отмечают, что опыт частно-государственного партнерства в странах бывшего Союза, в том числе в Казахстане и России, также не был столь успешным. С другой стороны, по словам некоторых предпринимателей, засилье государственных органов, в частности фискальных и таможенных служб, привело к скептическому восприятию самого понятия «партнерские отношения между частным сектором и государством».
Эксперты также вспоминают о, мягко говоря, неудачном опыте, который накопился за последние годы у местных и зарубежных предпринимателей в вопросах приватизации гособъектов. Примеров, когда предприниматель выкупал объект, вкладывал в его развитие, а потом сделка по приватизации признавалась недействительной и объект возвращался государству, больше чем достаточно. Те же Душанбинский ЦУМ, ЗАО «Гулистон», завод «Таджиказот», стадион в городе Тунсунзаде, во второй раз выставленный на торги санаторий «Шаамбары».
Найдутся ли желающие приватизировать объекты, которые требуют еще больших вложений, заведомо зная, что их придется возвращать в любом случае?