На днях нижняя палата парламента РТ поддержала предложенные поправки к Закону «О государственной службе», согласно которым госслужащим страны будет запрещено открывать счета в иностранных банках и приобретать недвижимость за пределами страны.
Насколько эффективным окажется нововведение?
Предложение о внесении изменений в Закон «О государственной службе» руководителя Агентства по государственной службе при президенте РТ Джумъахона Давлатова, целью которых является «недопущение утечки средств из Таджикистана», было поддержано депутатами парламента 18 ноября без возражений.
Как прокомментировал источник в Агентстве по государственной службе при президенте РТ, согласно предложенным поправкам госчиновники, имеющие счета в зарубежных банках или недвижимость за рубежом, лишатся права занимать должность госслужащего.
Источник считает введение поправок необходимой мерой.
- Человек, который имеет счета за рубежом, не может работать в госорганах, - отметил источник. - Такие запреты могут быть достаточно эффективным. В настоящее время уже действуют различные запреты. Например, согласно нормам ст.8 Закона РТ «О борьбе с коррупцией» лица, претендующие на государственные должности, ежегодно обязаны декларировать свои доходы. А госорган вправе один раз в год истребовать сведения о доходах, полученных из всех источников, в том числе о недвижимости и банковских вкладах, в том числе за пределами РТ, сведения об имуществе членов семьи. Также по нормам ст. 9 и 10 этого закона прописаны препятствия к назначению на государственную должность и ограничения, связанные с выполнением обязанностей на госдолжности. В ст. 31 Закона РТ «О государственной службе» указывается необходимость представления по месту жительства декларации по подоходному налогу и в госорган по месту работы декларации об имущественном положении. Содержание деклараций не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Источник подчеркнул, что одной из главных целей внесения поправок является приведение законодательства в соответствие с международными нормами.
Между тем в Таджикистане в настоящее время работают свыше 18 тысяч государственных чиновника (кроме представителей силовых структур и органов правопорядка). Из них, по некоторым данным, 23% составляют женщины. Средняя заработная плата составляет чуть больше 1 тыс. сомони (около $150). Вместе с этим информация хотя бы об одном чиновнике Таджикистана, признавшем наличие зарубежных счетов, никогда не обнародовалась.
За бугром безопаснее?!
Проведенное несколько лет назад американской аналитической компанией Global Financial Integrity исследование показало, что преступные финансовые потоки за 10 лет (2002 – 2012 гг.) из постсоветских стран составили почти триллион долларов США. Исследование было основано на анализе платежных балансов 150 стран мира.
В рейтинге стран по преступным финансовым оттокам через незаконные схемы Таджикистан занял 96-е место, отмечается в отчете.
Сумма преступных финансовых потоков из Таджикистана за 10 лет составила, по данным исследования, $2 млрд 746 млн, а сумма максимальных годовых преступных финансовых потоков составила $1,439 млрд (по данным 2009 года).
Примечательно, что сумма максимального годового хищения в сравнении с бюджетами некоторых стран превышала половину бюджетных поступлений.
Объем государственного бюджета на 2016 год предусмотрен в размере 18 млрд 306 млн сомони, или около $ 2,7 млрд.
После обнародования результатов этого исследования экономист Фаррух Зарипов указывал, что исследование оценивает объемы незаконных финансовых потоков посредством так называемой методологии занижения стоимости инвойсов (счетов к оплате) по контрактным объемам внешней торговли, экспорта и импорта.
По мнению Ф. Зарипова, речь может идти об утечке капитала в офшоры или на счета за границей, что неудивительно, учитывая высокие риски для ведения бизнеса и инвестирования внутри страны. Это значит, что в Таджикистане происходит серьезное накопление капитала и появляются состоятельные люди (либо чиновники, либо бизнесмены), которые по ряду причин не хотят инвестировать либо не доверяют свои капиталы для инвестирования внутри страны. Это также значит, что риски слишком высоки и бегство капитала лучший, а главное, более безопасный выход.
Очередная дань моде…
Имеет ли место серьезный отток финансового капитала из страны? Что заставляет граждан республики держать свои капиталы за рубежом в обход закона и как оградить страну от утечки денег? Насколько окажутся эффективными нововведения как мера борьбы с коррупцией и насколько реально в условиях РТ отследить наличие таких счетов? Эти вопросы мы адресовали экспертам…
Эксперты поставили под сомнение реальную заинтересованность властей.
Финансовый аналитик Нозим Ишанкулов считает, что данные поправки являются просто модным решением.
- Учитывая экстремальный уровень коррупции в стране, ожидать от этих поправок каких-то изменений не стоит. О каком зарубежном контроле может идти речь, в то время как незаконное обогащение государственных служащих не преследуется внутри самой страны?!
По словам эксперта, не нужно быть большим специалистом, чтобы выявить подобное обогащение. Достаточно взглянуть на модели автомобилей и размеры домов, которые принадлежат чиновникам и членам их семей при их скромной зарплате.
- В цивилизованных странах, где развито гражданское общество, а судебная система независима, мотивом чиновников, вывозящих средства, является желание их сокрыть за рубежом. Однако в Таджикистане нет прозрачности и подотчетности внутри самой страны, поэтому вывоз средств основывается лишь на желании хорошо жить.
Юрист Шокирчон Хакимов уверен, что госслужащие после принятия этих изменений за пределами страны будут открывать банковские счета и приобретать недвижимость на своих родственников или доверенных лиц.
- В условиях Таджикистана невозможно эффективно осуществлять контроль над реализацией этих и других мер, направленных на уменьшение коррупционных отношений, поскольку потенциал кадровой политики значительно ограничен по известным причинам. Кроме того, нужно проявлять реальную политическую волю. А правоприменительные органы должны отказаться от применения двойных стандартов в выявлении и доведении до логического конца такого рода дел в отношении государственных служащих различного уровня. Очевидно, что госслужба в РТ - это прежде всего возможность доступа к различным привилегиям и самообогащения. Однозначно, формирование состояния без коррупционных отношений и злоупотребления должностным положением невозможно. Соответственно, высока вероятность возбуждения уголовного дела или преследований по разным причинам. В таких условиях, безусловно, госчиновникам удобно хранить свое состояние за рубежом.
… «честное пионерское» или попытка борьбы №…
Экономист Самиджан Насирджанов считает, что поправки к Закону «О госслужбе», запрещающие иметь счета и недвижимость за рубежом, будут иметь только страховочное назначение - для удержания приличия государственных мужей.
- Принятые поправки не предполагают механизмы контроля. Поэтому эта норма будет работать только декларативно. Как мера борьбы с коррупцией она неэффективна. Соответственно, норма будет работать на авось, то есть как «честное пионерское» чиновника. В мире очень много банков и недвижимости, и узнать, имеет ли наш чиновник там счет или дом, будет очень сложно. Скорее всего, такая поправка нужна будет в случае необходимости в отношении провинившихся...
Экономист Константин Бондаренко считает, что принятие такого рода поправок, с одной стороны, следует воспринимать как должное явление. Учитывая, что добровольное декларирование со стороны чиновников крупных зарубежных активов вряд ли возможно, запрет устанавливает формальные «правила игры».
- Тем не менее, говорить об этом как об эффективном средстве борьбы с коррупцией достаточно наивно. Самое главное – данная мера является попыткой бороться с последствиями коррупции, но никак не с ее источником. Она никоим образом не устраняет многочисленные коррупционные мотивы, существующие в системе. Непривлекательные условия оплаты госслужащих в сочетании с их расширенными полномочиями, низким уровнем прозрачности и подотчетности деятельности неизбежно ведут к коррупции.
Эксперт считает, что мотивы вывода средств из Таджикистана следует различать в зависимости от того, кому принадлежат активы.
- Для госслужащих вывод активов обусловлен тем, что их источники, как правило, незаконны. Определенное время на это могут «закрывать глаза», т.к. лояльность в Таджикистане ценится выше профессиональных и моральных качеств. Но гораздо логичнее «не светить» сомнительные капиталы и большую их часть хранить за рубежом. Для других категорий граждан главный мотив – непривлекательный бизнес-климат и высокий риск потери собственности. В обоих случаях это нормальная диверсификация рисков. И при существующем положении вещей ситуация не изменится. Отследить же наличие зарубежных счетов и других активов в условиях Таджикистана достаточно сложно. Для этого необходимы серьезная квалификация, опыт и опять же – мотивация специалистов. В свою очередь, обладатели активов имеют финансовый потенциал, который позволяет им выбирать максимально защищенные от легкого отслеживания схемы перемещения и хранения активов.