Проект закона о блогерской деятельности в Таджикистане вызвал множество опасений и споров. Автор проекта говорит, что цель - «правовое регулирование деятельности блогеров и защита их интересов на законодательном уровне». Юристы и блогеры считают, что цель разработки этого законопроекта – ограничение их деятельности и давление на них.
Депутат Маджлиса народных депутатов района Рудаки Манучехр Хамидзод, бывший сотрудник Центра законодательства Таджикистана, разместил в Facebook для обсуждения проект Закона РТ «О блогерской деятельности» и написал, что «в проекте закона учитываются интересы народа, общества, государства и самих блогеров, регулируются все основные вопросы этого направления».
Он сказал, что это первоначальный вариант законопроекта и, возможно, он будет меняться и совершенствоваться.
«Есть много предложений, которые мы рассматриваем. Возможно, они будут включены в окончательный вариант законопроекта», - отметил он.
Неизвестно, насколько серьезно эта инициатива рассматривается. Однако, несмотря на это, предложенный проект стал причиной обеспокоенности общества и вызвал ряд вопросов.
Это повторение закона
Предложенный закон подвергся критике со стороны юристов, экспертов в области новых технологий и журналистов. Прежде всего говорилось, что нет необходимости принимать этот закон, поскольку деятельность блогеров уже регулируется другими законами.
По словам таджикского юриста Ранжета Ятимова, на основе «Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы», утвержденной в 2018 году указом президента Таджикистана Эмомали Рахмоном, несколько законов одной сферы должны быть унифицированы, а также нельзя допускать дублирования законов.
Он обратил внимание на пункты предложенного законопроекта и написал, что «за распространение информации об унижении чести и достоинства, профессиональной репутации предусмотрена гражданская и уголовная ответственность, а за распространение порнографических материалов, неуплату налогов, распространение информации экстремистской направленности или поддержку экстремизма или терроризма, за разжигание ненависти и вражды - уголовная ответственность».
То есть, по мнению Ятимова, предусмотренные нормы в этом законопроекте упоминаются в действующих кодексах и законах и нет необходимости их повторять.
«В целом законопроект написан не юридическим языком, а в том виде, в котором он изложен, он неприемлем: крайне сырой, имеет много противоречий и повторов. Если будет принят в таком виде - не сработает», - сказал Ранжет Ятимов.
Другой таджикский юрист Навруз Одинаев также считает, что этот проект является повторением законов. В частности, по его словам, уплата налогов блогерами, которую пытаются регулировать в этом проекте, регулируется соответствующими действующими законами, и блогеры платят налоги.
Налог на дружбу?
На самом деле, уплата налогов, упомянутая в этом законопроекте, вызвала много вопросов. В частности, пункт 5 статьи 5 законопроекта гласит, что «блогер, достигший отметки более 5 тысяч подписчиков, обязан зарегистрироваться в списке блогеров, который ведется налоговыми органами».
Тут возникает вопрос: подписчик, то есть кто? Друзья тоже считаются подписчиками? Если да, то есть много людей, у которых, например, 5 тысяч друзей в Facebook. Они тоже должны зарегистрировать себя в налоговых органах?
В то время, когда этот вопрос уже урегулирован Налоговым кодексом и в этом кодексе конкретно указано, что «любое лицо, получающее доход от своей деятельности, платит налог».
«Повторное изобретение велосипеда»
В пункте 1 статьи 8 говорится: «Сеть или личная страница блогера, имеющая более 5000 активных подписчиков, через которую ежедневно публикуется информация и опубликованный на ней материал просматривается более 5000 человеками в день, признается разновидностью средств массовой информации и предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению».
Данный вопрос урегулирован в Законе РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации» и предложение депутата противоречит ему: «- средством массовой информации является периодическая печать, а также информационные агентства, теле- и радиопрограммы, кинохроника, записи, аудио и аудиовизуальные программы, которые не реже одного раза в год распространяются через эфир или кабель».
Это предложение напоминает повторение изобретения велосипеда, в котором нет необходимости.
Ранжет Ятимов также говорит, что «приравнивать блогера к СМИ - неправильно, поскольку СМИ является юридическим лицом».
Странности законопроекта
Пункт 4 статьи 8 гласит: «- блогеры, которые продвигают только политические, экономические, социальные, исторические, культурные, спортивные и туристические возможности Республики Таджикистан, освобождаются от уплаты налогов».
Означает ли это, что любой, кто пропагандирует политику правительства, освобождается от уплаты налогов, а те, кто этого не делает, платят налоги? Не кажется ли вам, что предлагаемая норма далека от логики и разрушительна для популярной до сих пор системы уплаты налогов?
В пункте 6 статьи 9 указано, что «на своих страницах блогер должен пропагандировать историю, культуру, туристические направления и другие достижения Республики Таджикистан».
Если не пропагандировать эти достижения, деятельность блогера прекратится?
Пункт 11 статьи 9 гласит, что блогер обязан соблюдать этику блогера.
Какую этику? Кто это предписал и где? В то время, когда Кодекса этики для блогеров не существует.
Пункт 13 статьи 9: «- официально извиниться за допущенную во время своей блогерской деятельности ошибку или унижение чести и достоинства другого человека».
Ранжет Ятимов говорит, что извинение – это не правовая норма, а моральная, и с этой точки зрения невозможно никого принудить к этому.
В статье 13 предлагаемого проекта упоминается порядок принудительного прекращения деятельности блогера. Говорится, что «если информация о владельце блога неверна» или «блог не содержит определенного контента», он «в течение не более 24 часов будет принудительно прекращен без возможности восстановления».
Навруз Одинаев говорит, что прекращение деятельности блогера находится только в компетенции суда.
Таким образом, большинство экспертов не считают необходимым принятие такого закона.
Например, Навруз Одинаев говорит, что если упомянутый закон будет принят в таком виде, блогерство исчезнет.
С возвращением парламентариев из отпуска станет понятно, насколько серьезно этот вопрос рассматривается законодательным органом страны. А пока можно отметить, что предложенный проект имеет множество недочетов и недостатков и направлен на сильное ограничение деятельности блогеров в стране.