Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) считает коррупцию наравне с бедностью основной проблемой Таджикистана.
Организация подчеркивает, что усилия правительства по предотвращению коррупции не принесли ощутимых улучшений для граждан.
Отчет «Антикоррупционные реформы в Таджикистане» был презентован в конце уходящей недели в ходе визита экспертов OECD в Душанбе.
Руководство Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана 9 декабря не прокомментировало отчет международных экспертов. Но ранее власти заявляли, что ужесточили борьбу с коррупцией и ни одному мздоимцу не будет пощады. Недавно антикоррупционное ведомство заявило, что отныне к ответственности будут привлечены и лицо, предлагающие взятку.
Эксперты OECD сообщили, что таджикские власти ежегодно анализируют уровень коррупции в госучреждениях путем опроса, и результаты анализа свидетельствуют, что уровень коррупции в стране до сих пор является очень высоким. В отчете отмечается, что законы по противодействию коррупции и антикоррупционные структуры остаются слабыми.
В частности, сообщается, что процесс государственных закупок не является прозрачным, а диалог правительства с бизнес-структурами проводится для галочки. Исследователи установили, что слабая антикоррупционная система на уровне местных органов власти создает почву для взяточничества в сфере управления земельными ресурсами.
Эксперты рекомендуют властям Таджикистана проводить контроль за исполнением антикоррупционного законодательства с привлечением гражданского общества, создать информационно-аналитический центр при Агентстве по борьбе с коррупцией по расследованию сложных коррупционных дел, сделать доступными для населения представленные декларации о доходах и имуществе, особенно политиков и высших государственных должностных лиц. Еще одной мерой по улучшению ситуации в сфере борьбы с коррупцией эксперты считают обеспечение независимости судей и прозрачность в судебной системе. «Работники прокуратуры должны приниматься на работу на конкурсной основе, а роль прокуроров в принятии решений по делам о коррупции должна быть ограничена», - говорится в отчете.
Эксперты OECD также рекомендуют Таджикистану реформировать уголовное законодательство и привести его в соответствие с международными антикоррупционными стандартами.
Также эксперты считают, что необходимо разработать полный перечень причин, которые могут послужить основанием для отказа в праве на землепользование и открыть сведения о доступных земельных участках.
Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана было создано по указу президента страны в январе 2007 года. Данную структуру тогда возглавил Шерхон Салимзода. Спустя 2 года Салимзода был назначен генеральным прокурором республики, а на его место пришел Абдулфаттох Гоиб (в прошлом – Абдулфаттох Саидов). В марте 2015 года указом президента Таджикистана, его сын Рустам Эмомали оставил пост главы Таможенной службы и возглавил агентство борьбе с коррупцией, на его место в таможню был назначен А.Гоиб. Рустам Эмомали проработал на данном посту менее года и в начале 2017 года был назначен мэром столицы. Сейчас антикоррупционное ведомство возглавляет Сулаймон Султонзода, экс-прокурор города Душанбе.
В индексе восприятия коррупции, который опубликован исследовательской организацией Transparency International в июне этого года, Таджикистан занимает 152-ое место среди 175 стран. Эксперты отмечают, что коррупция широко распространена на всех уровнях в таджикском обществе.