Правозащитники заявили, что лидером по применению пыток в Таджикистане является Министерство внутренних дел.
Правоохранительными органами, надзирателями тюрем и офицерами воинских частей Таджикистана практикуется изнасилования, угрозы изнасилованием, оставление в холодной воде от одного до двух суток, надевание на голову противогаза, прижигание тела сигаретами. А также заклеивание рта скотчем, выворачивание рук за спину и связывание ног и рук ремнём сообщает Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане в своем докладе, опубликованном 17 августа.
В Таджикистане за первые три месяца этого года было задокументировано 38 новых случаев пыток и жестокого обращения, отмечает Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности, которая была создана в сентябре 2011 года для консолидации усилий гражданского общества по борьбе с пытками и безнаказанностью в республике.
Согласно сообщению авторов доклада, в отношении 13 из 15 жертв, напрямую пострадавших от пыток, применялись физические пытки - избиения со связыванием ног и рук, пропускание тока через ногти на руках и в паховой части тела. А также побои в области головы, обливание водой, побои по почкам и по животу, побои через прикладывание книги к животу и к голове (макушка), побои по лицу.
Двое мужчин подвергались психологическим пыткам, таким как угрозы, словесное унижение и оскорбление, нецензурная брань. Остальные родственники жертв получили психологические травмы, в результате которых у 8 жертв возникли проблемы медицинского характера, говорится в докладе Коалиции.
Потерпевшие больше всего жаловались на применение пыток в МВД Таджикистана (28, из них УБОП – 6). Пытки применялись и воинских частях Минобороны (2), в Погранвойск ГКНБ (1), ГКНБ (1) и в средней общеобразовательной школе (1).
К правозащитникам обратились 2 женщины – жертвы пыток. В отношении обеих пытки и жестокое обращение было сопряжено с угрозой сексуального насилия, причем в отношении одной из них было принуждение к сексуальной связи в обмен на смягчение уголовного наказания, говорится в докладе.
Пытают, а потом мешают адвокатам работать
Сообщается, что впервые в практике деятельности группы правовой помощи Коалиции подготовлены исковые заявления о компенсации морального вреда за неэффективное расследование уголовных дел.
За первое полугодие 2017 года были вынесены решения о компенсации вреда по 2 делам, которые были обжалованы; продолжается ведение 4 дел; поданы в суд, ожидаются судебные рассмотрения по 3 делам, в том числе 2 – по взысканию морального ущерба за неэффективное расследование; на стадии подготовки – 13 дел.
Курсы реабилитации прошли 24 человека, в том числе 5 несовершеннолетних.
Правозащитники отмечают, что сотрудники правоохранительных органов создают барьеры в деятельности адвокатов при оказании юридической помощи и доступа к подзащитным.
Существует проблема с ознакомлением с материалами проверки при поступлении дела в судебные инстанции. В правоохранительных органах склоняют задержанных отказаться от адвоката, который проявляет активность и принципиальность, пишут авторы доклада.
Власти проблему признают
В июне Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане провела акцию «Я против пыток сегодня, завтра, всегда!» в рамках проекта «Объединение усилий гражданского общества по мониторингу выполнения национальных и международных обязательств Таджикистана в области прав человека», который осуществляется Международным партнерством по правам человека (IPHR, Бельгия) совместно с Общественным фондом «Нотабене» и Общественной организацией «Независимый центр по защите прав человека» при поддержке Европейского Союза.
В рамках акции на больших уличных мониторах в столице – у гостиницы «Таджикистан», ТВ «Сафина» и памятника Исмоили Сомони, прокручивался ролик с выдержкой из обращения президента Эмомали Рахмона к правоохранительным органам о недопустимости применения пыток.
28 июня в Хороге и Вахдате были организованы фотовыставки с историями тех, кто скончались или стали калеками при задержании, во время допросов в отделах милиции, прохождения воинской службы и отбывания срока заключения в тюрьмах.
Ранее Коалиция составила Карту возможного применения пыток и жестокого обращения в стране. Правозащитники, анализируя ситуацию, пришли к выводу, что больше всего пытки и другие виды жестокого обращения применяются на стадии задержания и дознания. И это связано с тем, что юридическая коллизия в части термина «задержания» позволяла сотрудникам правоохранительных органов «произвольно толковать свои действия по фактическому ограничению свободы передвижения граждан».
Власти Таджикистана признают проблему пыток и принимают определенные меры, однако, по словам экспертов международной правозащитной организации Amnesty International, предпринимаемые правительством шаги пока малоэффективны.