В футболе есть термин «чистильщик», это защитник, который исправляет все погрешности команды, допущенные в ходе игры. После победы все лавры достаются форвардам или полузащитникам, иногда голкиперу, а тот, кто организовывает оборону и атаки из глубины, часто остается обделенным вниманием публики. Его почти не замечают, потому что мы видим плоды, а не корни дерева.
С Хайдаром Шодиевым мы познакомились в начале 2000-х во время работы в спортивной газете «Варзиш-Спорт». Тогда я руководил этой газетой и искал журналиста, который мог бы восполнить большой пробел – никто в нашем коллективе не справлялся с освещением единоборств различных направлений. Вся молодежь занималась футболом; когда дело касалось дзюдо, самбо, каратэ или таэквондо, старалась избегать этой темы.
Он вошел в спортивную журналистику с богатым багажом опыта и знаний. Не прошло и месяца, как Хайдар разложил все по полочкам. По его системе до сих пор работают многие коллеги. В том числе и я. Дело в том, он, будучи человеком весьма широких познаний во многих сферах жизни, каждую тему освещал изнутри – сам занимался этими видами спорта и знал все их болевые точки.
Потом было время, когда мы помогали делать автомобильное приложение к газете «Азия-Плюс», которым руководила наша Лиля Гайсина. Просуществовав год или два, оно закрылось. Однако опыт, полученный в этой газете, пригодился в дальнейшем. Мы с Хайдаром Шодиевым попали в новую атмосферу - работа в «Азии-Плюс» была более ответственной и серьезной, чем в «Спорте». Именно здесь я был свидетелем находчивости Хайдара. Однажды в отсутствие Лили ответственность за номер легла на меня. Мы не нашли первополосную тему. Время не ждет, верстальщик требует сдать ему номер сегодня, в случае опоздания грозит саботажем - мне, мол, предстоит верстка основной газеты, а вы можете нести свое приложение куда хотите. Редактор говорит: «Если завтра будете мешать мне своим никудышным приложением, непременно отрежу кое-что лишнее». А у меня, может быть, все богатство-то состоит из этого «лишнего». И говорю Хайдару: «Выручай, брат».
Тут Хайдар выскочил с фотоаппаратом из редакции, пообещав вернуться через полчаса. Оказывается, по дороге он заметил девушку за рулем в хиджабе. Материал получился удачным, его взяли и в основную газету, даже перепечатали несколько российских интернет-порталов.
Далее Хайдар полностью перебрался в «Азию-Плюс» и с успехом продолжил дело первого поколения «азиатов». По воле судьбы многие сильные журналисты газеты ушли кто куда – одни подались в зарубежье, вторые – в другие издания. На их место пришли новые, в их числе и Хайдар, который стал одним из успешных приобретений «Азии-Плюс».
Сегодня он из тех, кто играет первую скрипку в коллективе.
Ему всегда доверяли, считались с его мнением и давали самые ответственные поручения наши редакторы – Марат Мамадшоев, затем Ольга Тутубалина, ныне Зебо Таджибаева. Он их не подводил. Будь то поездка в неспокойный Рашт во время боевых действий или освещение проблем простых жителей страны, любое задание он выполнял на совесть, вложив в каждую статью частичку своей души.
А мне хочется больше обратить внимание на человечность его натуры. В силу доброго характера он часто попадает в интересные ситуации: то находит кошелек с деньгами - и ищет владельца; то ему попадаются заблудившиеся дети - и он возится с ними, пока не найдутся беспечные родители; то инвалиды или пенсионеры беспокоят своими жалобами… В это время он, забывая обо всех своих проблемах, отложив все срочные дела, берется помогать другим.
В жизни у него многому можно научиться. В этом году нашему замредактора Хайдару Шодиеву исполняется 50 лет, но он до сих пор не носит очков. Без затруднений читает тексты, набранные даже «бриллиантом». Ведет самый настоящий здоровый образ жизни: занимается спортом, не курит, не пьет, не спит. Прямо как робот. Если бы он был чехом и жил во времена Карела Чапека, писателю не пришлось бы придумывать это слово – наверное, назвал бы плод своего воображения просто-напросто «хайдаром». В его неделе три понедельника и четыре среды. Первые – тяжелые, вторые – мученические.
С приближением вечера среды, когда нужно сдавать газету в печать, Хайдар еще плотнее прилипает к компьютеру. Часто засиживается до глубокой ночи.
Присутствие Хайдара в редакции очень полезно нам – и в духовном плане, и в практическом. Можно потихоньку исчезнуть, как «тангемка», и, пока Зебо Таджибаева ищет тебя, не успев вставить «каланфур», Хайдар Шодиев успевает исправить твои недоделки и пустить материал в ход… Как в футболе, у него тут «неблагодарная» позиция чистильщика. И, оставаясь незамеченным, он ведет свою команду в бой.