19.04 04:21
Привет, гость
 

Любовь и философия Далера Назарова

14.02.2015, 10:31
На самом деле интервью с Далером Назаровым планировалось давно, еще с первого выпуска журнала VIPzone. Из номера в номер, в строчке своего плана мы аккуратно вписывали «Далер Назаров, интервью», а потом убирали.

Возможно, тогда Далер Назаров еще никому не понадобился как человек, а говорить с ним о его музыке? Кому? Нам, кто не может отличить минор от мажора? В общем, интервью откладывалось в долгий ящик, но - всему свое время.

Однажды Далер все-таки понадобился как человек. Интервью стало банальным предлогом к нему прийти и поговорить. Почему именно с ним? Пожалуй, тот, кто был на его концертах, во время которых Далер сидит на краю сцены и говорит своей музыкой с каждым зрителем, – поймет. Встретиться с ним глазами в этот момент – большая удача, и тому, кто в этом нуждается, она обязательно улыбнется.

Сейчас он работает в своей студии, в здании «Таджикфильма». Во дворе там тихо и спокойно. Мы садимся с ним за деревянный столик и говорим. Час, два, три, четыре, наверное сидеть так можно бесконечно.

- Чего вы ждете от этой беседы? – спрашивает Далер.

- Ничего, просто хочется поговорить.

- Просто хочется жить, - поясняет он.

И, возможно, если кто-нибудь когда-нибудь спросит меня о том, какой Далер как человек, я смогу сказать только то, что рядом с ним действительно просто хочется жить.

И еще - я очень хорошо запомню все, что он мне сказал.

- Далер, вам не нравится общаться с журналистами? Ваших интервью в Сети – единицы. Все знают вашу музыку, но не знают вас. Какой вы, чем живете, что вы сейчас делаете?

- А о чем со мной говорить? Если меня просят рассказать о себе, то я, как правило, спрашиваю: "Вам интересно узнать обо мне или о Далере Назарове?" Если о Далере Назарове, то спросите у других, тех, кто видел мою жизнь, как и что со мной происходило. Но там совсем коротенькая биография, там нет ничего интересного: учился, писал музыку. Что еще? А настоящая моя жизнь, каждый ее миг – это бесценный, уникальный опыт, там столько всего. И если вы хотите узнать обо мне, я расскажу вам о вас, потому что между нами нет никакой разницы. Мы проживаем с вами одну и ту же жизнь. Но формат интервью слишком ограничен для того, чтобы встретиться и узнать друг друга. Настоящий разговор получается только после того, как журналист выключает диктофон…

Если говорить со мной о музыке, то ведь о ней со многими можно поговорить. Да и рассуждать о ней слишком сложно: она сама за себя все скажет. О социальных недостатках? Но что я могу сказать об этом? У меня нет решения этих проблем, да и нет желания говорить о них. Мы идем и идем… И мне никто никогда не докажет, что здесь все плохо, потому что для меня Душанбе в настоящем – это лучший город на земле. Что бы там ни говорили, но для меня люди, живущие здесь – самые дорогие, и я люблю и ценю их. Как-то получается у меня здесь это чувствовать, и ничто не сможет убедить меня в обратном.

Что я сейчас делаю? Работаю на киностудии, занимаюсь вопросами звука. Это утомительный и долгий процесс, о котором говорить нет никакого смысла. Я выполняю только часть большого процесса. Но конечная цель этой работы – наладить систему таджикского кино. И у нас нет выбора: мы должны сделать так, чтобы все это заработало, чтобы потом мы могли рассказать о себе миру. Нас ведь сейчас не знают. Знают только, какими мы были до нашей эры. А мы интересны тем, какие мы сегодня, в настоящем. И нам есть что о себе рассказать.

Любовь и философия Далера Назарова

- Да, каждый наш человек в отдельности прекрасен: ты споткнешься - тебе помогут встать, попросишь хлеба - тебя накормят. Но когда мы вместе, почему-то создаем друг другу проблемы, даже в мелочах. Что за дух витает над нами, который не позволяет нам нормально жить в социуме?

- Мы просто еще не осознали себя. Каждый человек сам по себе абсолютно нормален. Сидишь с ним, и, кем бы он ни был, он мыслит с тобой одинаково, думает в унисон. Но как только он начинает представлять чье-нибудь сообщество, тут же начинает выражать идею, которая идет в противовес с другой. Борцы за мир, которые сами развязывают войны.

Они не чувствуют себя, живут своей идеей, представлениями о ней, навязанными кем-то или чем-то. А нам необязательно быть кем-то. Каждому из нас нужно позволить себе просто БЫТЬ. Возможно, не ждать от себя никаких особых достижений и тем более не служить своему представлению о себе. Нам в детстве говорят: вырастешь – будешь тем-то и тем-то, и будет у тебя то-то и то-то. И вот ты вырос, а у тебя институт не окончен, и ты не пробился никуда, и ничего у тебя нет. И ты сидишь такой несчастный, тебе плохо, что ты - неудачник. Или у тебя есть все, ты все сделал, как тебе говорили: институт окончил, пробился в жизни, и у тебя есть все: деньги, статус, положение, все перед тобой кланяются, тебя уважают… Но тебе почему-то невесело. Ты постоянно чувствуешь, что тебе не хватает чего-то, что ты пропустил нечто важное в этой жизни, и от этого у тебя внутри - пустота.

А существование не зависит ни от чего: ни от твоих успехов или неуспехов, это просто дар. Борьба закончилась, когда жизнь из невозможного и возможного выбрала тебя. Ты родился, и борьбы уже нет. Но тебе говорят: нет, все только начинается: сейчас ты пойдешь в детский сад, потом в школу, потом в институт… Все так живут.

И вот здесь встает для тебя самый главный вопрос: как найти себя? Столько книг написано об этом. Но знаете, в чем секрет? Искать себя не надо. Единственное, что у тебя есть – это ты сам. Ты просто должен решить, что ты есть. Вот такой: бестолковый, неудачный или богатый, успешный, но при любом раскладе - настоящий. Твоя история жизни уникальна: ни у кого такой не было и не будет - ни до, ни после тебя. Надо себе - настоящему, не раздутому, не распиаренному - взять и позволить быть самим собой.

Я и вы есть, и мы есть жизнь. Через меня жизнь проживает опыт Далера, через вас - опыт Лилии. Жизнь из одних глаз в другие обращается сама к себе. Через это она есть. И этой жизни ничего не надо: ни статуса, ни положения, ни пятерок в школе. Все это нужно только моему представлению о себе. А жизнь - она просто есть. Она не делится на тех и этих. Но мы продолжаем разбиваться на какие-то группки, у нас нет интереса друг к другу…

- Даже у музыкантов?

- Даже у музыкантов. Я из той эпохи, когда музыка была способна объединять людей, и они находили способы общения между собой ради музыки. Сегодня она уже не соединяет людей в коллектив музыкантов, исполнителей. Появляется солист, на которого идут деньги, за ним стоят музыканты и имитируют игру, потому что на самом деле все делает компьютер. И всем кажется, что так и должно быть. Меня часто спрашивают: «Зачем вы играете вживую? Это ведь неудобно, непрактично». Но тогда давайте включим фонограмму, и я вообще не буду выходить на сцену…

Когда играем вживую, мы чувствуем настроение друг друга, как переживаем и волнуемся. Струна может порваться, партию кто-то не выполнит, но ты все равно чувствуешь и понимаешь, что здесь и сейчас рождается уникальная музыка, потому что она звучит именно так только один раз в жизни. А завтра будет по-другому, и вчера было не так.

Но все равно когда-нибудь те, кто согласился исполнять не «вживую», вспомнят, что пришли к этому искусству из-за великой любви. Это уже потом появилось представление о себе как о знаменитости, и оно накрыло собой все те чувства, которые были вначале.

Остается надеяться, что они сами придут к тому, что музыка – это живое искусство. Всему свое время.

- Молодежь приходит к вам за советами?

- Теперь уже нет. Приходили, когда мое творчество еще влияло на музыкальную жизнь страны, а сейчас все, что я сделал и делаю, – неактуально, все это негде применить. Мало полезного в моем творчестве для ремесла. Я пока не встретил ищущих, кто желает выразить себя в музыке, хотя знаю, что они есть.

- Но если они придут, что вы им скажете?

- Я расскажу им о том, как сложно жить. Ведь однажды каждый узнает, что жить на самом деле очень сложно. Я говорил, что жизнь должна быть ясной и осознанной, но знаете, что приходит с этим пониманием? Ты начинаешь переживать боль за всех вокруг, но это и есть настоящая жизнь. Обычно это происходит тогда, когда люди становятся зрелыми. Пока ты молодой - всего хватает, ты забиваешь свою жизнь разными вещами, отвлекаешься, у тебя хватает сил видеть все краски и принимать их за жизнь. А потом ты становишься старше, и многое уже становится недоступно. Чаще всего ты оказываешься одиноким, хотя есть стареющие родители, с которыми ты так и не нашел общего языка, есть семья, которая тебя не хочет понимать. И человек начинает всерьез задумываться: зачем и кому нужна эта жизнь? Но что-то внутри не хочет соглашаться с мыслью, что в этом мире все ужасно устроено. В самых дальних уголках твоей сути шевелится надежда, что счастье есть…

Любовь и философия Далера Назарова

- Тарковский говорил, что счастья нет, но есть кое-что важнее, чем счастье.

- Нет, как раз только оно и есть. И за него не нужно бороться: борьба делает человека несчастным. Счастье - это мы сами, только у нас не хватает духа признаться в этом. Это большая ответственность. Представьте себе такую ситуацию: вам ко лбу приставили пистолет, и уже взведен курок. Вы зажмурились от страха, но вдруг оружие убирают, и вы понимаете, что выстрела не будет... И в этот момент вы счастливы. Потому что нет ничего дороже жизни.

Ваше настоящее само себя осознает как существование. Чувствуйте больше, не придумывайте себе истории, потому что все вопросы отпадают, когда вы ощущаете себя. Вместе с этим приходит осознание, что люди могут ошибаться, и я могу дать им возможность ошибиться на себе. Мы становимся милосердными и понимаем, что этот способ жизни помогает разглядеть то, что раньше было недоступно. Но тут есть другая крайность: мы начинаем себя судить за прошлое, пытаемся изменить себя. Это тоже эгоизм. Ведь мы теперь опять хотим быть такими, какими себя представляем. А принять себя нужно любым. Для опыта, для того чтобы прийти к осознанию себя, нам нужно все: любовь, благодарность, зависть, трусость. Ведь как я почувствую предателя, если сам никогда не предавал? Как я узнаю труса, если никого ни разу не боялся? Только через свое предательство и свою трусость. Мы замечаем только то, что есть в нас самих. Позвольте себе прожить любой опыт, примите его, осознайте и сделайте выбор: пользоваться этими чувствами еще раз или нет. Нужны ли они вам? Но прежде всего примите себя с этими чувствами, всего - цельного.

- Как все это понимание переплетается с вашим творческим процессом? Какие есть истории у ваших песен?

- Могу рассказать вам историю песни «Рудаки». Я всегда думал об этой личности, как к нему подойти, ведь он настолько велик? Как его найти живого, который так же, как и я, ходил по дороге, сталкивался с тем, с чем сталкивался и я? Мы знаем только его имя, а я хотел узнать его как человека. Много раз открывал его стихи, но испытывал только почтение и уважение, а его самого не находил. Но однажды во время репетиции я увидел на столе открытый сборник его стихов. Мой взгляд упал на первое попавшееся стихотворение, и я его сразу спел. Когда я специально садился с желанием написать музыку на его стихи, ничего не получалось. Но вдруг я увидел молодого поэта, который живет в наше время и который живет во все времена. Он идет, и никто не знает, что когда-то он станет великим поэтом. Он приходит ко мне, и я смотрю на него, а он - на меня. Я спрашиваю: «И у тебя тоже были неудачи? Тебя тоже предавали?» И он отвечает: «Да».

И как это прекрасно, что он был таким же, как и мы. Что его поэзия совершенна потому, что она близка к природе, к жизни. Именно в этом проявляется истинный поэт - в том, чтобы передавать живые эмоции, которые во все времена захватывали людей. Забудьте о форме изложения великих поэтов прошлого, это сейчас она кажется нам официозной и поэтической. А тогда это была единственная возможность выразить себя. Но за любой формой бьется прожитая жизнь. Очень важно почувствовать ее. И так во всем: искать жизнь не только в поэтах прошлого, но и вокруг себя, сегодня.

- В одном из интервью вы сказали, что не имеете цели. Мне понравилось. Здорово. Наверное, отсутствие цели - это абсолютная свобода.

- Да, потому что цель - это всего лишь представление о том, как должно быть. Посмотрите на наших детей. Мы, воспитывая ребенка, навязываем ему свое представление о нем. Мы им затыкаем рты, мы их не слышим, мы хотим, чтобы они сидели тихо и читали. Мы не даем им выбора, но придет время, и они все равно его сделают. А пока им приходится бороться с нами, и они учатся бороться. Мы все время внушаем им, что им нужно что-то сделать, чтобы мы их любили. Они чувствуют себя неполноценными и пытаются заработать любовь. Я не стал таким, каким себе представлял. Пытался, мучился, пока все не кончилось тем, что я просто стал тем, кто я есть. Не стал лучше или хуже, я такой, какой есть.

Цели могут быть только кратковременными. Вот мы с вами должны встретиться, и планируем эту встречу, но не представляем, какой будет разговор. Если мы будем представлять, каким он будет, - ничего не получится. У вас свое представление, у меня – свое, и мы не придем к единому целому. Будем сидеть и играть в представление о жизни. "А помните, как писал Руссо?", "А вот Ницше считал…" Так легче общаться. Про политику, философию, спорт. А про нас? Кто будет говорить про нашу боль?

Мы должны раскрывать друг друга. Вы говорите через меня и слушаете, и вам легче это воспринять. Мы расходимся - мы ничего не обрели, но помогли друг другу стать тем, кто мы есть. Мне достаточно, что вы такая, какая есть. У вас все уже есть: счастье, путь, боль. И я свою боль сознательно оставил, чтобы чувствовать.

- Без боли образуется вакуум…

- Боль сообщает, что вы есть. На большую глубину просто так не попадешь, только через боль. Но после этого уже нет необходимости мучиться. Потом появляется новая ступень, вы наполняетесь радостью. Абсолютно нелогичной. Посмотрите на этот мир: он страждущий и все равно счастливый. И этот порядок ничем не изменить: не заставишь людей быть добрыми, пока они сами этого не захотят. И доброта станет ценной, только если она добровольная. Если она осознанная. А появиться она может только в том случае, если человек осознает себя, примет себя, простит себя и просто будет.

- Природа человека изначально светлая. Спросите любого, даже самого отъявленного негодяя, и он скажет, что искал благо, и он действительно его искал.

- Человек рождается совершенным. Он приходит в мир, чтобы все состоялось. И это наш дар. К примеру, вы неправильно поступаете с кем-то, но от этого он получает знания, опыт. Кто-то должен брать на себя эту ответственность. Только он должен понять, что на нем лежит ответственность за чей-то опыт. Остановиться и понять. А мы бежим все время куда-то, спешим, врем себе, предаем себя. Попробуйте подойти к матери и хотя бы минуту посмотреть ей в глаза. Видеть только ее и не думать о себе... «Помнишь, я был маленьким и смотрел на тебя такими же глазами? Это был я, и теперь тоже я, и ты была молодой, а теперь тебе 90 лет, но ты та же». Нужна секунда, чтобы увидеть друг друга. И увидеть не маму, а саму жизнь в ее глазах. Сколько раз за 55 лет я мог это сделать. И сколько мне пришлось пройти, чтобы понять, что мне это нужно. Причем ничего после этой встречи не случится, места в раю за это мне не дадут. Это будет только то, что нужно мне. И никому ты не сможешь об этом рассказать, но идешь к этому всю жизнь...

Вот что вам мешает быть счастливой?

- Наверное, уже ничего.

- Подарите себя этой жизни. Вы можете себе это позволить. Ваша любовь позволяет это сделать, чтобы другие люди вокруг радовались. И не ищите никаких объяснений. Вы это знаете и всегда знали, но вам нужно было увидеть человека, который так живет. Я очень долго искал, искал и о многом думал. Несколько лет назад я был в таком отчаянии, потому что ничего не смог сделать: спеть не смог, как хотел, музыку не написал, какую хотел, суперменом не стал. В какой-то момент я все это отпустил и признал: да, я не смог. И признал свое поражение. А когда ничего не осталось, понял, что я и есть это ничто. Я могу быть - без необходимости быть кем-то. И я стал счастливым.

Не стремитесь быть такой, какой вас хотят видеть окружающие. Оставайтесь всегда открытой к новому, неназванной, невыраженной, как Бог, который ни пред кем не является. Все величие его в том, что он может себе позволить не быть. В своем отсутствии он такой же полноценный. Бог может быть и в "нет", и в "да". И вы - вы есть и не есть, все равно есть. Когда будете умирать, вы поймете, что это самая высшая точка - то, к чему вы шли всю жизнь. Да, это страшное слово - "смерть" является венцом нашего существования. Но в этот момент вы станете бескрайней и бесконечной. А для начала осознайте, что вы есть и вы есть сама жизнь.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Любовь и философия Далера Назарова

Любовь и философия Далера Назарова
19.04.2024


Апрель 2024 (12)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ООН, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ