Известный таджикский режиссер Бахтиёр Худоназаров мечтал снять два художественных фильма в Таджикистане. Но его мечтам не суждено было сбыться.
17 апреля в Домах кино Москвы и Душанбе вспоминали замечательного человека и яркую личность таджикского кинематографа Бахтиёра Худоназарова, ушедшего из жизни год назад.
В московском Доме кино 17 апреля, в годовщину смерти Бахтиёра Худоназарова, всем его близким и друзьям был продемонстрирован ролик о жизни и деятельности известного режиссера. В тот же день в душанбинском Доме кино был показан фильм Бахтиёра Худоназарова «Кош ба кош», после чего присутствующие поговорили о развитии таджикского кино.
Бахтиер Худойназаров окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в 1989-м году, после чего остался в Москве, где и работал долгое время, однако, в последнее время предпочитал жить в Берлине.
Жизнь Бахтиёра Худоназарова прервалась в столице Германии 21 апреля 2015 года, за 40 дней до его 50-летия. Он родился 29 мая 1965 в Душанбе, в 1989 окончил мастерскую Игоря Таланкина во ВГИКЕ.
От «Братана» до…
Свой первый полнометражный художественный фильм «Братан» Худойназаров выпустил в 1991 году. Фильм, который был снят в жанре road-movie в пустыне Средней Азии, получил ряд призов на международных кинофестивалях. За вторую работу «Кош ба кош», посвященную межнациональным конфликтам в Таджикистане, он получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в 1993-м.
За ними последовала картина «Лунный папа» с Чулпан Хаматовой, снятая совместно с Германией, Швейцарией, Австрией и Таджикистаном. Лента была положительно встречена зрителями и отмечена как российскими, так и зарубежными премиями, в том числе «Никой» и спецнаградами кинофестивалей в Минске и Токио.
Носир Саидов, известный таджикский деятель, который работал в четырех фильмах Бахтиёра Худоназарова в качестве режиссера второго плана, сказал Радио Озоди, что называет его режиссером мирового уровня, который заработал имя кинематографу своей республики: «Когда не стало Бахтиёра, я понимал, что мы потеряли не просто замечательного человека. Такие божественные личности появляются на земле раз в сотни лет».
С 2000 года в творческой деятельности Бахтиёра Худоназарова открылся новый этап. Вышли три фильма режиссера – трагикомедия «Шик» (2003), мировая премьера фильма состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в 2003 году. Фильм также участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр», где был награждён Гран-при. В 2006 на экраны вышел «Танкер «Танго» и в 2012 режиссёр снял экологическую драму «В ожидании моря» - «притчу об ушедшем море, о земле, ставшей пустыней, и о капитане, который упрямо тащит через мёртвые пески своё судно к вожделенным водным просторам». Сам режиссёр понимал картину как метафору утраченных человеческих ценностей: «Мы потеряли море внутри нас и теперь сохнем, становимся как пустыня и степь, где гуляет один только ветер — пыльный и солёный».
Последней работой режиссёра стал остросюжетный телесериал «Гетеры майора Соколова», отмеченный номинациями на несколько кинопремий.
Таджикский Кустурица
Считается, что Бахтиёр Худоназаров в своих фильмах подражал известному югославскому кинорежиссеру Эмиру Кустурице. Кинокритики его так и называли «таджикский Кустурица». Однако его коллеги говорят, что разница между ними все-таки есть и это прослеживается в сюжетной линии и сценариях режиссера.
Фируз Сабзалиев, таджикский деятель, который сыграл Фарруха - одного из двух главных героев первого фильма Бахтиёра Худоназарова «Братан», а позже был в его трех фильмах режиссером второго плана, сказал Радио Озоди, что Худоназаров мечтал снять новые фильмы на родине – в Таджикистане.
«У него была идея сценариев к новым фильмам, и он часто говорил об этом. Мы хотели снять новый фильм в горах Памира. Уже выбрали съемочную площадку. К сожалению, не суждено было…Очень жаль, что Бахтиёр так рано ушел из жизни и унес с собой свои идеи и мечты», - говорит Сабзалиев.
По его словам, Бахтиёр был требовательным, но очень скромным человеком, большим трудягой. «Он говорил, ваш рабочий день заканчивается в 6, а я должен работать 24 часа в сутки – должен просмотреть сценарий, поработать над сценами, которые завтра снимем. И часто повторял, что режиссер – это не профессия, это образ жизни», - рассказывает Фируз Сабзалиев.
Рушт Руштов, продюсер практически всех фильмов Бахтиёра Худоназарова, говорит, что Бахтиёр знал в лицо и по имени каждого из своей творческой группы: «Не важно, кто ты был – исполнитель главной роли или обычный технический работник. Со всеми он был одинаково вежлив и учтив. Никогда не был высокомерен. Но когда было необходимо, мог быть очень требовательным и строгим», - говорит Руштов.
Фируз Сабзалиев, который проработал с Бахтиёром Худоназаровым 24 года и считает его своим «устодом», добавил, что он всегда был душанбинским парнем и таковым и остался.
Он до сих пор не верит, что его «устода» не стало: «Мне кажется, что он где-то за границей пишет новый сценарий к фильму. Что он однажды вернется, и мы вместе поедем в Таджикистан, чтобы снять новый фильм».