В апреле текущего года в материале «Моего сына заразили СПИДом!» мы поведали историю Салима Халимова о случае ВИЧ-инфицирования его сына Сохиба (все имена изменены по этическим соображениям). Вскоре после публикации этого материала последовал ответ Минздрава, а спустя три месяца прокуратурой района Сино по данному факту было возбуждено уголовное дело.
Напомним, что Сохиб родился в ноябре 2007 года в столичном роддоме №2. В конце того же года ребенок уже находился на излечении от грыжи в столичном медцентре на 1-ом Советском, а в октябре 2008 - от пневмонии в 11-м корпусе НМЦ (Караболо). В апреле следующего года его кладут с диагнозом воспаление легких в 9-й корпус того же Караболо, в феврале 2010 у ребенка увеличились лимфоузлы, и вот после неоднократных исследований в 2011 году у него обнаружили СПИД третьей стадии (!)
Специалистами было установлено, а также подтверждено экспертизой и лабораторными исследованиями РЦ СПИД, что никто из ближайшего окружения мальчика, в том числе родители носителями вируса не являются. Ребенок был взят на учет в Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
- Вслед за публикацией о Сохибе последовала отписка Минздрава за подписью замминистра здравоохранения С. Джобировой. По-другому этот ответ назвать невозможно, - говорит отец несчастного ребенка. - Они лишь подтверждают перечисленные в хронологическом порядке факты госпитализации Сохиба и отрицают обращение журналиста в Минздрав. Я был на приеме у этой С. Джобировой, но от нее кроме обещаний я ничего не услышал, - добавил он.
Кстати, С. Джобирова в своем ответе указывала: «В связи с тем, что во время обследования и лечения Сохиба было проведено очень много внутримышечных и внутривенных процедур и со времени инфицирования ребенка прошло много времени, по официальной статистике путь инфицирования ребенка оценен как "неизвестный путь инфицирования". Самочувствие ребенка хорошее… По имеющимся данным, никто к нам официально не обращался».
Спецдокладчик ООН пообещал…
В марте С. Халимов обратился в ПРООН и Бюро по правам человека и соблюдению законности с просьбой об оказании юридической помощи в сборе необходимой информации и установлении круга лиц, причастных к заражению ребенка СПИД в медучреждениях столицы. Бюро по правам человека и соблюдению законности на бесплатной основе предоставило ему адвоката для участия по делу.
Его адвокат Гульчехра Холматова рассказала «АП», что в начале апреля в столичную прокуратуру района Сино было подано заявление с просьбой разобраться в случившемся и о возбуждении уголовного дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.
- Также были направлены жалобы и заявления на имя президента РТ, а также в Генеральную прокуратуру, МВД, Минздрав о проведении тщательной проверки и выявлению виновных в заражении ребенка СПИД, - сообщила Холматова. - Наряду с этим нами были направлены запросы в Республиканский центр переливания крови по определению донора, в Национальный центр медицины РТ об истребовании выписки из истории болезни ребенка. Был получен ответ, что донором является мужчина с указанием его фамилии, хотя, по утверждению отца ребенка, была приобретена донорская кровь женщины.
- В конце мая в Бюро по правам человека и соблюдению законности я участвовал на встрече со спецдокладчиком по вопросу «О праве человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» Анандом Гровером, - добавил Салим. - И он пообещал включить меня в свой отчет о результатах его посещения РТ и предоставлении информации обо мне властям.
Кому легче от этого?
- В мае после моего посещения Госслужбы по контролю за медицинской деятельностью, наверное, по настоянию Минздрава, мне сказали, что по моему делу приняты все меры - заведующий 11-м корпусом НМЦ (Караболо) уволен с занимаемой должности и переведен в другое лечебное учреждение. Но что мне от этого? – сетует Салим. - Кроме этих отписок от Минздрава, где пишут практически одно и то же, я ничего не получаю. Мне говорят о выдачах какой-то материальной помощи органами соцобеспечения. Да, в марте месяце моего сына взяли на учет, но мы до сих пор не получали от них ни одного дирама. Мне неоднократно говорили, да и где-то сам министр сказал, что, возможно, они заразились во время проведенного обрезания. Это неправда! Обряд обрезания моим троим сыновьям в 2010 году я провел дома и притом поочередно его проводил один и тот же человек. Сохиб был третьим, кому сделали обрезание в тот день. Я уверяю, что мой сын заразился именно в больнице, и человек, который заразил его, должен понести наказание за это. В чем виноваты десятки маленьких детей, которые вместе с нами получают лечение в РЦ «СПИД» и как поворачивается язык у медиков отрицать это?
После затишья?..
По словам адвоката Гульчехры Холматовой, в течение двух месяцев ни от прокуратуры, ни от Минздрава не было никакой реакции по их обращению, и 4 июля они повторно подали жалобы в Генеральную прокуратуру РТ и Министерство здравоохранения. Лишь после этого, буквально на следующий день, 5 июля, помощником прокурора прокуратуры района Сино города Душанбе было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по статье 125, часть 3, пункт «б» УК РТ (заражение ВИЧ-инфекцией). Наряду с этим было вынесено постановление о назначении судебно-медицинской и биологической экспертиз, которые проводятся по настоящее время.
«АП» будет следить за ходом событий и обязательно сообщит, чем все это закончится.
Кстати
В октябре прошлого года «АП» рассказывала аналогичную историю с заражением ВИЧ-инфекцией четырехлетнего малыша, проходившего лечение в 11-м корпусе Караболо. В прошлом году эта же прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 125 (заражение ВИЧ- инфекцией) УК РТ. О результатах данного расследования мы расскажем в ближайших номерах.