Минюст Таджикистана предлагает внести в «черный список» имена граждан, чуждые культурным и национальным ценностям. В случае утверждения предложенных норм родители смогут назвать своего отпрыска только исконно таджикским именем. Сотрудники загсов уже разработали рекомендательный список имен. Приживутся ли эти нормы?
Почти четыре года назад президент Э. Рахмон поручил разработать и вынести на всенародное обсуждение законопроект, предусматривающий присвоение детям имен с учетом национальных ценностей. Тогда он призвал родителей не давать детям неблагозвучные имена.
Напомним, некоторое время назад власти начали устанавливать дресс-код для различных категорий граждан, регулировать длину и порядок ношения бороды. Критиковали ношение женщинами одежды определенного вида и цвета, которая, по их мнению, также противоречит исконно таджикским национальным и культурным ценностям.
Немного ранее глава государства предложил не использовать в фамилиях русские окончания. Многие чиновники последовали его предложению.
Предложение Минюста о внесении изменений в Закон РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния» заключается в запрете имен, обозначающих названия предметов, а также включающих слова «мулло», «халифа», «тура», «ходжа», «шайх», «вали», «охун», «амир», «суфи» и другие, широко используемые в различных регионах страны, которые, по их мнению, чужды национальной культуре, принижают честь и достоинство человека, разделяя людей на социальные слои.
Ориентир - национальные ценности!
Прокомментировать предложенные новшества «АП» попросила заместителя главы управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Минюста РТ Джалолиддина Рахимова.
В интервью «АП» он указал, что после принятия данных норм закона отделы ЗАГС не будут регистрировать «неправильные» и чуждые местной культуре имена, в число которых входят имена, обозначающие предметы, представителей флоры и фауны, а также имена арабского происхождения. Органы ЗАГС предложат в качестве альтернативы имена исконно таджикского происхождения. Данная инициатива в первую очередь связана с привитием гражданам страны чувства национальной гордости.
- Как-то в органы ЗАГС обратился гражданин, пожелавший назвать своего сына Судайс, не зная значения этого имени. Мы указали, что он живет не в Саудовской Аравии, а в Таджикистане и предложили выбрать исконно таджикское имя, как Рустам, Сомони, Хуршед, Шамс, Азиз, Джамшедшох, Фирдавс и другие. Мы предоставляем перечень таджикских имен обратившимся гражданам, если они намерены дать ребенку имя нетаджикского происхождения, и просим написать официальное заявление о том, что они по собственному желанию выбрали то или иное предложенное имя, чтобы к нам не было в последующем претензий.
По словам Дж. Рахимова, были и такие случаи, когда люди захотели сменить свое таджикское имя. Например, молодой человек, намереваясь зарегистрировать брак с цыганкой, решил изменить свое имя на цыганское, или девушка, работавшая во Франции, захотела изменить свое имя на европейское.
- У этих лиц нет национальной гордости, а таких немало, - продолжил собеседник. - Практически в каждой таджикской семье, если, допустим, трое детей, то одного обязательно нарекают Мухаммадом. В то время как назвать ребенка Мухаммадом или Абубакром для любой семьи это очень ответственно, поскольку считается, что, назвав детей именами святых, их нельзя ругать, повышать на них голос. В Америке ежегодно более 40 тыс. человек, названных Джеками или другими именами, обращаются с запросами на изменение своего имени на Мухаммад, потому что они знают об этом. А в Таджикистане после принятия Закона это будет запрещено, и законом будет предусмотрен выбор только таджикского имени.
По его словам, если законом не будет предусмотрено изменение всех имен на таджикские, лица, получившие до его принятия имена арабского происхождения, не будут их менять, и это коснется только дальнейшего присвоения имен.
- А вот если это будет предусмотрено законом, то мы будем вынуждены просить изменить имена всех носителей арабских имен.
Дж. Рахимов считает, что в последнее время в Таджикистане все больше нарекают своих детей именами арабского происхождения и это, может даже, отразилось и на вовлечении наших молодых граждан в боевые действия в Сирии и Ираке. Граждане нашей страны должны давать своим детям имена, по которым везде бы узнавали о их родине, Таджикистане.
- По официальным данным, в 2014 году более 30 тыс. человек изменили свои имена. Думаю, примерно 30% из них - таджикские имена, а вот остальные 70% - арабского и другого происхождения, - отметил собеседник.
Традиции, не подвластные законам
Выбор имени на Востоке является частью культуры, которая связана с соблюдением национальных ценностей.
По словам жителя Канибадама Неъматуллоходжи, традиции должны соблюдаться всегда.
- Мой дед был из знатного рода, а я простой трудовой мигрант, сейчас другие времена, но мое окружение не называет ни меня, ни моих детей без приставки «-хон» или «-ходжа», так принято. Не думаю, что государство должно вмешиваться в то, как граждане будут называть своих детей.
Абдулло, житель Шаартуза, указывает, что по традиции детей, придерживаясь своих традиций, называют старшие родственники.
- Государство не должно вмешиваться в этот процесс. Если у человека арабские или тюркские корни, как представляют себе власти их имена, если они будут, скажем, узбекскими, арабскими или славянскими, что они смогут им рекомендовать? - вопрошает Абдулло.
По мнению журналиста Мавджуды Сохибназаровой, авторы законопроекта в очередной раз показали свою неграмотность:
- Власти бьют себя в грудь, говоря о демократических принципах, человеческих ценностях, правах человека, и в то же время нарушают эти принципы, права и свободы, прописанные в конституции. Перечисляемые загсом «неправильные» имена - это не прозвища, а имена, традиционно передающиеся от поколения к поколению на протяжении веков. Например, в Бадахшане имя отца или деда передается последующим поколениям, и это традиция. Мулло, халифа, суфишо, шайх, вали, амир, ходжа - это широко известные и общепринятые приставки к основному имени. Имя деда моих детей включает составляющую «ходжа», надеюсь, они достойно будут носить это имя и гордиться им, и никакой закон не сможет запретить эту традицию наших предков.
По мнению М. Сохибназаровой, «внесение подобных изменений и дополнений в закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния» наши власти считают «гениальным» изобретением или открытием новой неизведанной планеты. В советскую бытность для многонационального советского государства эти имена не были чуждыми, а вот после обретения независимости они вдруг стали «неправильными» для нации и пагубно влияющими на национальное самосознание».
Отвлекающий маневр
Эксперты указывают, что постоянное акцентирование внимания на вопросах псевдовозрождения национальных ценностей - это всего лишь отвлечение внимания общества от более важных социально-экономических проблем.
Мавджуда Сохибназарова считает эту инициативу позорной:
- Прежде всего, эта инициатива демонстрирует слабую позицию правительства, вместо улучшения экономического благосостояния населения наши власти обращают внимание на совсем не нужные вопросы и проблемы. Если не ошибаюсь, одно время, как и сейчас, Таджикистан столкнулся с тяжелыми последствиями экономического кризиса, чувствовался острый энергетический кризис, а правительство вместо решения этой проблемы занялось обсуждением смехотворных законов, регулирующих семейные отношения. Сейчас, в очередной виток экономического кризиса, власти считают актуальным регулирование имен.
Политолог Холикназар Джумаев категорически против этих новшеств в законе.
- Вмешательство в имена граждан является посягательством на их личную жизнь. Это происходит и при неофициальном регулировании выбора стиля одежды. Ведь вмешательство в личную жизнь гражданина запрещено конституцией страны. Приставки к именам собственным, как «ходжа», «амир» и прочие, являются традиционными, и их запрет никак не сможет повысить национальное самосознание граждан. Национальную гордость можно повысить только искоренением проявлений местничества и объединением нации под единым началом. Как можно говорить о национальном самосознании, если практически везде в первую очередь внимание акцентируется на «географии» и «сертификате происхождения». Вот на что нужно обращать внимание, и с этим злом надо бороться, а не заниматься поиском «неправильных» имен.
Социолог Абдукодир Рустам утверждает, что существуют не совсем благозвучные имена, как, например, Бури (Волк, узб.), Теша (разновидность топора), Табар (Топор), Пахол (Солома) и другие, от которых нужно отказываться.
- С другой стороны, запрет на имена арабского происхождения является ненужной инициативой, - говорит он. - Не менее 50% национальных имен имеют арабское происхождение, в то время как примерно такое же количество слов и оборотов заимствовано из арабского языка. Сейчас это уже не арабские имена, а показатель нашей принадлежности к исламу. Так мы можем только обособиться и лишиться своих культурных ценностей. Вместо этого органам ЗАГС необходимо больше уделять внимания правильному оформлению и записи имен и фамилий без грамматических ошибок.
Борьба с коррупцией и…
Юрист Рахматилло Зойиров считает, что с правовой точки зрения государство не имеет права принуждать выбирать то или иное имя и вмешиваться в права и свободы человека в личной или общественной жизни. Минюст имеет лишь право рекомендовать соблюдение правильного написания имен согласно правилам грамматики, а не на законодательном уровне принуждать к этому.
- Невозможно привить национальную гордость обязательным присвоением или изменением имен. Законы жизни и общества имеют два исключающих друг друга направления. Законы развития общества строятся на основе философских принципов, например закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики, который характеризует направление процесса развития. Если мы не будем придерживаться этих и многих других принципов, то любое новшество может дать обратный эффект, тому есть множество примеров и доказательств из современности. Или попросту определенная часть общества будет вынуждена покинуть страну в поисках более привлекательного места жительства. Для повышения национальной гордости и самосознания правительству необходимо прежде всего уделять внимание повышению уровня жизни, улучшению работы систем образования, медицины, воспитанию подрастающего поколения, борьбе с коррупцией, и это скажется не только на самосознании в обществе, но и национальной гордости за свою страну, нацию.
Азербайджанский «светофор»
Между тем, как сообщают СМИ, в некоторых странах уже действуют специальные списки имен, которыми можно называть детей, а где-то они только разрабатываются.
В начале прошлого года, заботясь о внешнем приличии, власти Азербайджана постановили запретить своим гражданам называть детей именем отца-основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, а также именами, означающими названия фруктов и других предметов. Согласно разработанному в Азербайджане списку, имена разделены на три группы и распределены по цветам светофора: «хорошие» имена – зеленый, «плохие» - красный, «смешные» (неблагозвучные) – желтый.
В конце прошлого года российские парламентарии приступили к разработке закона, регулирующего выбор имени для ребенка.
По сообщению РИА «Новости», согласно этому законопроекту предполагается ввести запрет на выбор экзотических, оскорбительных и неблагозвучных имен. Сейчас в России пока нет закона, регулирующего выбор имени.
А вот в Эстонии несколько лет назад в законодательство внесены поправки, согласно которым граждане страны не могут называть себя или своих детей именами организаций и учреждений. Кроме этого, в этой стране существует запрет на неблагозвучные имена и фамилии.
В Новой Зеландии уже несколько лет действует список разрешенных имен. Запреты на предосудительные имена действуют и в Германии. А в Швеции не регистрируют имена оскорбительные или слишком сложные в произношении.