«Вышел из дома, и не вернулся». Большинство из нас хоть раз, но слышали эту фразу, хотя она звучит довольно часто, особенно по оперативным выпускам МВД, которые крутятся еженедельно по государственным телеканалам.
Только на официальном сайте министерства внутренних дел Таджикистана с конца марта до 15 июня насчитывается более 140 таких заявлений, и практически все с одним и тем же определением: «Вышел из дома и не вернулся».
Бахри Абдурахмонова – директор Общественной организации «Диер» по поиску пропавших людей в Согдийской области считает, что действия милиции по поиску пропавших людей не данный момент не эффективны.
«Безусловно, поиском пропавших занимается милиция, но, в основном это лица из числа совершивших преступление, до тех, кто пропал «выйдя из дома», как правило, не доходят руки, либо ищут их «спустя рукава», - отметила Абдурахмонова в интервью «Авеста».
Директор ОО «Диер» привела данные УВД по Согдийской области, согласно которым с начала года в правоохранительные органы области обратилось порядка 90 человек с заявлениями о том, что у них пропал либо родной, либо родственник.
«Причем данные намного выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда без вести пропавших было меньше на 21 человек. Ситуация остается катастрофической : 60% пропавших - это те, кто отправился на заработки в Россию и другие страны ближнего зарубежья», - констатирует она.
По словам Абдурахмоновой, поиском пропавших людей, как правило занимается специальная Программа «Воссоединение семей», действующая при Красном Полумесяце, или, те же правоохранительные органы и все. «Брать на себя такую «нагрузку», к примеру, миграционные службы, могут не всегда», - считает Абдурахмонова.
«Поэтому сегодня, как никогда, назрел вопрос создания единого органа, который бы самостоятельно занимался этим вопросом, причем ведомство должно будет функционировать на государственном уровне. То есть в рамках госучрежедния»,-продолжает собеседница.
«К сожалению, при поиске людей приходится сталкиваться с бюрократией, халатностью, равнодушием, ведь, как правило, помогают те, кому не безразлична судьба чужого человека», - подчеркнула Абдурахманова.
ОО «Диер» в настоящее время является единственной общественной организацией в Таджикистане, серьезно занимающейся поиском пропавших людей. Идея о создании такой организации возникла на основе проекта «Жди меня», действующего на территории СНГ (от редакции).
«Сегодня только в Согде ОО «Диер» зарегистрировано порядка 500 человек, которые находятся в базе данных пропавших по области, при этом на территории Таджикистана, насколько мне известно, поиском пропавших людей занимается лишь наша организация», - заключила Абдурахмонова.