Про Исмаила Акаджанова, человека, занимающегося поиском без вести пропавших в годы Великой отечественной войны таджикистанцев, писали уже не раз. 48 лет своей жизни он посвятил поиску таджикских воинов, которые так и не вернулись на родину. Сегодня мы вновь с ним встретились, чтобы узнать, как же прошла его очередная поездка, на этот раз во Францию.
Во Францию Исмоил Акаджанов планировал поехать уже давно, тем более он располагает материалами, по которым он должен был найти места захоронения таджикских солдат, а также побывать на братских могилах, где захоронены граждане СССР, погибшие в годы войны.
- Исмоил Акаджанович осуществились ли ваши планы во Франции?
- Частично осуществились. Во Франции я встретился с ветеранами Великой отечественной войны, совместно с ними возложить венки к братским могилам, чтобы почтить память тех, кто отстоял мир и свободу для будущего поколения.
Основной целью моей поездки был поиск без вести пропавших таджиков Махмуда Усмонова и Бобо Назарова, а также медали, которая была потеряна таджикистанцем Василием Юсуповым в 1944 году.
Поиском награды я занялся по просьбе родственников героя ВОВ Василия Юсупова. Он был награжден медалью «За отвагу». В 1944 году Юсупов погиб в бою, а медаль и документы к ней были потеряны.
Как оказалось потом, награда была найдена французским военным, который написал о находке в центральный архив России, и сама находка долгое время ждала, когда её заберут. Из центрального архива потом написали в министерство обороны Таджикистана. Таким образом, я узнал, где можно забрать медаль Юсупова. По приезду я передал всё его родственникам, которые живут в Ходжа-Обигарме.
Во Франции я побывал в Лионе, где был захоронен Махмуд Усмонов. В 1982 году он в последний раз был в Таджикистане. Здесь у него остались жена и дети, которые живут в колхозе «Россия», вот они то и обратились ко мне, чтобы я отыскал его семью во Франции и нашел его могилу.
Мы стали искать его семью в Лионе, но оказалось, что они переехали в другой город. Так что, там я смог сходить только на могилу Махмуда Усмонова, где помолился и посыпал горсть таджикской земли, так я делаю всегда, когда навещаю могилы таджиков за рубежом.
Но вот могилу второго таджика-красноармейца, Бобо Назарова, который был захоронен во Франции, я так и не нашел. Мои французские друзья пообещали, что постараются найти его могилу.
В городе Нуайе-Сен-Мартин я побывал на братской могиле. Здесь захоронены несколько тысяч граждан Советского Союза, погибших во Франции в годы Второй мировой войны. Тогда они сбежали из фашистского плена и сражались в рядах французского Сопротивления. На эту могилу я тоже бросил горсть таджикской земли, ведь вдруг там тоже есть таджики.
Исмоил Акаджанович не скрывает и с гордостью говорит, что его «горсть земли» не раз удивляла окружающих - представителей других центрально-азиатских республик. И каждый раз в его поездках ему помогают представители различных бизнес-структур или же простые люди.
- Кто на этот раз помог Вам осуществить задуманное?
- Я очень благодарен министерству обороны Таджикистана, они всегда помогают мне. В этом году также мне помогла компания «Газпром-нефть Таджикистан», они взяли на себя 50% дорожных расходов. «Ёкут-2000» и Комитет помощи имени Хумайни помогли мне приобрести подарки, которые я подарил представителям Франции, чья помощь и поддержка мне была необходима.
- Будете ли Вы и дальше искать пропавших без вести в годы войны таджикистанцев?
- Когда я нашел могилы своих без вести пропавших отца и двух старших братьев, погибших в Великую отечественную войну, моя мать перед смертью наказала мне и дальше продолжать это дело. Она сказала – делай добро и служил народу. С тех пор я этим и занимаюсь и буду дальше заниматься. Я ведь ещё помогаю чернобыльцам, которым привожу справки для пенсий. В следующем году я поеду на Украину, у меня уже есть собранные материалы. Мама мне всегда говорила – «Арвох рози – Худо рози», и я буду продолжать поиски, чего бы это мне не стоило.
Справка: 74-летний Исмоил Акаджанов, мастер спорта по тяжелой атлетике, проживает в Душанбе. В 1941 году, когда началась война, ему было всего четыре года. Два его брата и отец ушли на фронт, он остался один с матерью.
На протяжении многих лет он участвует во всех парадах, посвященных Дню Победы в разных городах России. Могилы таджиков, погибших во время Великой отечественной войны, он находил в таких городах, как Львов, Киев, Харьков, Шебекино, Прохоровка, Белгород, Орел, Курск, Воронеж, Смоленск, Руссо-Режевский, Санкт-Петербург, Волгоград, Москва.