Первого октября, в Таджикистане начинается осенний призыв в армию. В то время, когда военные комиссариаты готовятся к приёму призывников, родители призывников пытаются уберечь своих детей от службы в армии.
Хотя до начала осеннего призыва осталось приблизительно неделя, на улицах городов уже стали редко встречаться молодые люди призывного возраста. Согласно закону о всеобщей воинской обязанности с 1по 30 ноября в ряды вооружённых сил Таджикистана должны призваться граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Однако, несмотря на круглосуточную агитацию о необходимости служения родине, не малая часть молодых людей призывного возраста собирает чемоданы не для того, чтобы пойти служить в армию, а для того, чтобы уехать туда, где их не смогут достать офицеры военных комиссариатов. Большинство из них отправляются в Россию, а те, у кого нет такой возможности, перебираются в дальние кишлаки, к родственника. Даже контроль в аэропортах, на железнодорожных станциях и на границе, не могут остановить бегущих от призыва в армию молодых людей.
У родителей, которые прячут своих детей от представителей военкоматов, есть свои оправдания. Они говорят, что если защита родины и служение народу есть священный долг каждого, то почему этот долг должны отдавать только дети неимущих людей и простых рабочих? Разве это армия только рабочих и крестян?
Жительница Душанбе Бибигул Бобоева, говорит, что у неё два взрослых сына. Один отслужил в армии, а вот другой каждый призывной сезон, прячется. После того, как старший сын отслужив вернулся из армии, мы пришли к выводу, что младшему сыну не стоит идти служить в армию. «Одноклассники моего сына были из богатых семей, и их вообще не призывали в армию. Но мой сын пошёл в армию и достойно отслужил два года. Служба в армии разве только обязанность детей неимущих граждан»,- говорит она. Я не против того, чтобы мои дети служили в армии, но при условии, что и дети чиновников также будут призваны в армию, подчёркивает Бибигуль Бобоева.
Уклонение молодёжи от службы в армии, вынудило военных ответственных за призыв, организовывать специальные рейды на рынках и других местах большого скопления людей, которые в народе назвали «облавы». Так называемые облавы, вызвали недовольство и возмущения в обществе. Дело дошло до того, что президент Таджикистана в феврале этого года перед началом весеннего призыва потребовал прекратить подобный способ призыва молодёжи в армию. Однако, даже, несмотря на это сведения о проведении так называемых «облав» продолжали поступать. Хотя по сравнению с прежними годами эти «мероприятия» стали проводится с большей аккуратностью.
Представители призывной комиссии, работу которой контролирует заместитель премьер-министра Таджикистана Мархабо Джабборова, говорят, что больше на улицах городов «облавы» проводится, не будут.
По их утверждению в ходе весеннего призыва в армию, зафиксировано два случая, когда ребят забирали в армию прямо с улиц. По словам чиновников, они прилагают все усилия для искоренения «облав», и для того, чтобы молодые люди шли служить в армию по доброй воли из чувств патриотизма.
Согласно полученным данным, ежегодно при проведении весеннего и осеннего призыва в армию, по меньшей мере, 15 тысяч людей призывного возраста привлекаются для службы в рядах вооруженных сил Таджикистана.