МОЙ ДРУГ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ обладает удивительной особенностью — умеет разговаривать во сне сложными фразами. Его жена Таисия Степановна в первый месяц совместной жизни чуть было с ума не сошла, когда Иван Николаевич прямо посреди вязкой летней тишины, наполнявшей комнату, произнес:
- Значит, так. Они входят — мы выходим, Тася.
- Кто? — мгновенно проснулась жена.
- Окуни! — ответил ей Иван Николаевич.
- Какие окуни? Ты чего? — забеспокоилась Тася.
- Краевого совета народных депутатов, — объяснил ей Иван Николаевич, и тут она поняла, что муж безмятежно спит.
На утро Иван Николаевич может в подробностях рассказать, какие ему снились окуни, при чем тут народные депутаты и прочие зверушки. Яркие, насыщенные картины снятся моему другу. В них события прошедшего дня переплетаются со страницами из прочитанных в детстве книг, армейскими буднями и пионерскими зорьками. И все связано, все логично.
Я Николаичу очень завидую. Природа лишила меня такой приятной способности. Снов я обычно никаких не вижу, просыпаюсь с пустой головой, во сне молчу, и рассказать наутро мне совершенно нечего. Так может продолжаться несколько месяцев, может даже пройти год, прежде чем мое подсознание выдаст сновидение.
И что оно конкретно выдаст — это еще та интрига. Однажды мне приснилось, что я лезу по лестнице через огромный забор. Я лез очень долго, переступал со ступеньки на ступеньку, лез, лез... Где-то часов до трех утра. Наконец я перемахнул забор и до шести спускался, ступенька за ступенькой вниз. Проснулся уставшим. Я бы в таком увлекательном сне обязательно заснул со скуки, но спать во сне, к сожалению, нельзя.
И снова я ждал полгода, прежде чем приснилось мне, будто я помогаю сочинять песни Борису Борисовичу Гребенщикову. Борис Борисович очень страдал от того, что ему не пишется. Ну не пишется и не пишется, утешал я Бориса Борисовича. Как мог. У меня как отчет ежемесячный, так тоже совершенно не пишется, никакого вдохновения, одно расстройство. "Так то отчет, — нервничал Борис Борисович, — отчетом-то мне хоть голову не морочь, а то прокляну". Я испугался, что и правда проклянет, и сбежал в туалет, а когда вернулся, то нашел Бориса Борисовича напевавшим песенку про отчет.
- Отчетом своих дней не накормишь детей, — довольно пел Борис Борисович, — отчетом своих лет не накормишь диких соба-ак, у-у, отче-е-е-том своих мыслей не накормишь...
- Птиц! — догадался я.
- Почему птиц? — рассердился Борис Борисович. — Что за птиц? Где ты взял этих дурацких птиц?!
- Не знаю, — начал я оправдываться, — где вы там берете диких собак и огнегривых львов несуразных... Почему бы там птицам не быть, скажем, морекрылым...
- Ой, дурак, — сказал мне Борис Борисович не без восхищения.
И снова я год провел без снов, как вдруг нагрянула ночь, и я оказался в поддельной группе "Битлз" из восьми человек. Невыносимо тяжело это — петь в группе "Битлз" и бояться, что вот-вот точно разоблачат и надают по морде.
И снова несколько месяцев тишины, а потом неожиданно снится: пустая комната, стул и я. И все, ничего не происходит. Сижу я на стуле в пустой комнате — и все. Очень лаконичный сон.
Я долго размышлял, отчего все так. Вот Ивану Николаевичу снятся хорошие сны, с изюминкой. А мне только чушь несусветная. От всех этих переживаний вчера случился прорыв. Вдруг вне очереди явился во сне начальник Георгий Валентинович и сказал:
- Женя, ты хороший работник, поспи еще часок.
И я ответственно, можно сказать, легитимно проспал на работу.
Вот такие сны мне нравятся. Совсем другое дело.
Евгений Крузенштерн
Комментирует глава Центра Психологического Развития "Процессуальный мир", к. п. н. Ирина Зингерман:
Сны видит каждый здоровый человек, просто не все их запоминают. А примерно 5% взрослых людей (чаще, кстати, мужчины) время от времени во сне разговаривают. Причина - высокое внутреннее напряжение и эмоциональная активность, вызванная, например, событиями предыдущего дня. Но то, что человек говорит, обычно не имеет никакого значения, поэтому не стоит пытаться выпытать у него какие-то тайны. Больше о сноговоре-нии (сомнилоквии) почти ничего не известно - разве еще, что она признана вариантом нормы и нередко передается по наследству. Но если ночные монологи у спящего повторяются часто и сопровождаются, например, скрежетом зубов, брыканиями, а наутро он чувствует себя невыспавшимся, это может говорить о наличии психических проблем. Стоит обратиться к неврологу или психотерапевту.