Очень понравилась тема номера «Неродная кровь». Но я не увидела главного: как объяснить ребенку, что он приемный? Моей сестре Тамаре сейчас шесть лет. Мы с мамой взяли ее из дома малютки в полтора года. Постарались сразу объяснить, что первый год жизни она жила не с нами. Проходя мимо дома ребенка, рассказывали Тамаре, что раньше она жила там, а потом мы пришли, увидели ее, сразу полюбили и забрали к себе. Но раз в неделю Тамара начинает задавать такие вопросы: «Когда я была маленькой, мама качала меня на руках?», «Вы катали меня на коляске?», «Когда я плакала, давали мне соску?» Снова и снова повторяем, что взяли ее из дома малютки, но она будто не слышит. Может, мы неправильно объясняем? Или у нее возраст такой?
Анна
Для любого ребенка - как приемного, так и родного - очень важно «создать» собственную историю и «воспоминания» о времени, которого он не помнит. Поэтому все дошкольники любят расспрашивать родных о том, какими они были в младенчестве, какие у них были игрушки, одежки, как они сидели у мамы в животике, и т.д. И эти вопросы повторяются по многу раз!
Приемному ребенку, если его усыновили в возрасте до трех лет, сложно представить, как именно все это происходило. Возможно, вам стоит рассказать Тамаре чуть больше - о том, что бывает, когда детки не сразу попадают к маме. Например, так: «Мы тебя очень-очень ждали и любили, но ты никак у нас не рождалась. А потом мы узнали, что ты родилась у другой тети. Она отнесла тебя в специальный дом малютки, где такие же детки - которых перепутали - ждали своих родителей. И мы сразу пришли за тобой, ведь ты наша девочка». Удачи вам, Анна!
ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
В каком возрасте лучше рассказать ребенку правду? Общих рекомендаций на этот счет нет: каждая семья решает по-своему. Однако наилучший возраст для беседы о рождении и появлении в семье - примерно пять лет, когда маленький человек не испытывает возрастных кризисов. Чем старше он становится, тем более «взрывоопасным» может стать для него это известие. Он может начать идеализировать биологических родителей, наделяя их, возможно, несуществующими качествами, а во всех неприятностях винить членов новой семьи.