Таджикские трудовые мигранты жалуются на консулов, которые за свои услуги берут с соотечественников втридорога против официальных расценок. Кроме этого, приходится отстаивать многочасовые очереди, а вместо сочувствия мигрантов в их родном консульстве встречают как чужих.
ДЛЯ Аловуддина день не заладился с самого утра. Уже шел второй час, как он с маленькой сестренкой на руках, чьи документы потерялись накануне, терпеливо ждал своей очереди в душном коридоре таджикского консульства в Москве. Ребенок плакал, постоянно ерзал на руках, но ни толпа мигрантов, ни работники консульства внимания на это не обращали – тут часто можно увидеть женщин с грудными младенцами, которые наравне со всеми отстаивают многочасовую очередь.
«Бро давша! Махкамай, пагох биё!» («Иди отсюда, уже закрыто, приходи завтра!») - такой фразой работника консульства закончилось для Вайсиддина и его сестренки многочасовое ожидание в неприветливых стенах консульства. С одной стороны, ему, можно сказать, повезло – сегодня он отстоял всего два часа (не считая трехчасовой дороги из Подмосковья), а ведь мог бы так же бесполезно проторчать весь день. Но ведь ему придется приходить сюда завтра и заново переживать все эти мучительные часы ожидания…
Но, даже отстояв очередь, мигранты могут столкнуться с новым «сюрпризом» - плавающими ценами на услуги консулов. Так, по словам представителя ОО «Центр по правам человека» Надиры Абдуллаевой, в Санкт-Петербурге за справку о возвращении на родину, которая стоит 200 рублей, почётные консулы Таджикистана в России иногда требуют 2,5 тыс. российских рублей. «На одной из состоявшихся встреч таджикские трудовые мигранты жаловались на «услуги» почётного консула Таджикистана в Санкт-Петербурге. Мигранты заявили, что консул может за простую справку потребовать столько, сколько ему захочется», - сказала Абдуллаева.
Оказывается, как говорит представитель МИД Таджикистана Муродбек Асламов, таджикские почётные консулы не получают зарплаты и потому оказывают услуги за счёт граждан республики, проживающих за рубежом, т.к. у государства нет средств на это. Что касается официального прейскуранта цен на услуги консульств, то он скоро должен появиться на официальном сайте посольства Таджикистана в России.
Руководитель отдела конституционных гарантий и прав граждан исполнительного аппарата президента РТ Музаффар Ашуров критикует действия тех консулов, которые сами определяют прейскурант цен на услуги. Он предложил внести в Национальный план действий по реализации рекомендаций ООН по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей также соответствующий пункт и чётко определить законность данного вопроса.
Но будет ли толк от всех этих мер, если нашим гражданам предлагают неофициально доплачивать сверху, чтобы не простаивать в очереди весь день?
По рассказам мигрантов, возле таджикского консульства в Москве многолюдно каждый день. «Если ты в 6 часов утра занял в очереди 8–10-е место, то есть шанс, что тебя успеют принять до конца рабочего дня, - говорит трудовой мигрант Сорбон. – Но все можно решить быстрее за доплату – одна иди две тысячи рублей, и тебя примут вне очереди. Мне так в любом случае дешевле выходит».
Получается, теплее относятся к тем соотечественникам, которые в ответ тоже готовы «подогреть». Иначе придется ждать день, а то и два. «Когда моим работникам требуется сделать какие-то документы, они отпрашиваются у меня на весь день, - говорит Сино, прораб одной из московских строек. - Занимают живую очередь, подают документы и снова в очередь – ждать результата… Я не знаю, в чем проблема нашего консульства, – или у них не хватает сотрудников, или они не хотят работать, или им мало платят».
Сочувствие нынче не в моде?
- 6 ДЕКАБРЯ, вечером, моего брата в Москве жестоко избили, ударили ножом, - говорит Мастона, которая приехала вместе с братом на заработки в Россию. – Мы обращались в посольство России в Таджикистане и в наше посольство в Москве. Нам сказали готовить какую-то ноту, даже не объяснили, что это такое… Пока мой брат лежал в больнице, нам ни разу не позвонили из посольства Таджикистана, не поинтересовались, все ли у нас хорошо. Я не говорю уже о какой-то материальной помощи, они даже морально нас не поддержали. Единственный человек, который нам не отказал, это работник консульства Гавхар Джураева, но к тому времени, 21 декабря, мой брат уже скончался. А его убийцы до сих пор на свободе».
К сожалению, смерть таджикских мигрантов на чужбине – явление не из редких. Хотя официально доставка «груза 200» должна происходить бесплатно, на деле собирать на возвращение погибшего родственника приходится «всем миром». «На одной встрече главный редактор одного из изданий публично сказала: «Нашли убитого таджика. Подумали, что он же мусульманин, и обратились в посольство РТ, чтобы хоронили его по мусульманским обычаям, - говорит Абдулло Давлатов, председатель Союза таджикистанцев России. - Посольство нас «отфутболило» в консульство. Увидев толпу у консульства, ужаснулись, но ожидали очереди и все-таки через день попали внутрь. Нам сказали, что трупами не занимаются, и дипломатично нас послали! Там же к нам подходили десятки раз и говорили, что за определенную плату решат любые вопросы и помогут! Ужас! Пришлось хоронить умершего по христианским обычаям».
Неофициальная помощь «земляку»
ПРАВДА, если верить рассказам мигрантов, есть случаи, когда родное консульство, наоборот, рискует репутацией, лишь бы помочь соотечественнику. За определенную плату, разумеется. «Как-то у моего друга были проблемы, - говорит Сорбон. – Его задержали полицейские и наложили на него штраф, не заплатив который, он не смог бы покинуть Россию. Ему помогли в нашем консульстве, дав «возвращенку» на другое имя». Под «возвращенкой» Сорбон имеет в виду документ, который выдается взамен утерянного мигрантом паспорта. С ним можно месяц беспрепятственно проживать в Москве и легально уехать на родину. «Главное, чтобы фотография совпадала, а имя и фамилию вам при желании напишут другие, - говорит Сорбон. – Поэтому многие мои соотечественники, которые имеют проблемы с законом, прячут свой паспорт и получают фактически новое удостоверение личности, пусть и временное».
Правда, непонятно, зачем некоторые нерадивые сотрудники консульства идут на такие жертвы, если у них есть «конкуренты»: в российских СМИ регулярно появляются сообщения о разоблачении очередной банды, занимавшейся подделкой документов для трудовых мигрантов.
…Как бы то ни было, согласно рассказам трудовых мигрантов, факт остается фактом: на чужбине даже в «родных» стенах чего-то добиваться приходится с помощью денег, где никто не смотрит на то, с каким трудом были заработаны эти несколько тысяч рублей, которые приходится отдавать на «подогрев» чиновников. «Почему мы такие чужие друг другу? Почему не умеем помогать друг другу в трудную минуту? – спрашивает Аловуддин. – Этих людей назначило государство для того, чтобы они помогали соотечественникам, но они помогают только себе, не принимая нас не то что за земляков – даже за людей! Чего мы добьемся таким отношением друг к другу? Мне хотелось бы чаще обращаться в наше консульство и посольство, но после нескольких грубых отказов пропало всякое желание приходить туда».