Сегодня, в 5 часов вечера в Душанбе прибыл Яков Цой, бывший заключенный афганской тюрьмы «Пули Чархи», освобожденный 6 февраля из-под ареста. Встречали его другой бывший заключенный тюрьмы «Пули Чархи» Ширинбек Искандаров, представители с Министерства иностранных дел РТ и журналисты.
Первым делом Яков Цой поблагодарил всех, кто способствовал его освобождению: «Еще неделю назад я даже не знал, когда меня освободят, - сообщил журналистам Я. Цой. - Я хочу всем сказать большое спасибо, посольству Таджикистана в Афганистане в первую очередь».
Гражданин Таджикистана Яков Цой провел в афганской тюрьме «Пули Чархи» 3,5 года. Как рассказал бывший заключенный, задержали его в первые дни, ничего не объяснив: «Меня отправляли в Кабул от КНБ Казахстана на встречу с англичанином, где я планировал провести всего 2 дня, - говорит Яков Цой. – А задержался на три года…».
По словам Якова Николаевича, на допросах его пытались заставить подписать бумагу, где он признается в том, что якобы пытался провезти на территорию Афганистана ядерное устройство. Реальную причину своего задержания Яков Цой видит в сговоре американских и казахских спецслужб. Поэтому в ближайшем будущем освобожденный узник «Пули Чархи» собирается написать письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, а также подать иск против КНБ Казахстана: «Я хочу, чтобы они ответили за то, что я страдал. Умер Хасан из-за них, наказать их нужно, наказать за то, что мы перенесли в заключении. Афганцы сами говорил нам, что если бы не американцы, нас давно бы отпустили», - говори. Я. Цой.
Ну а пока гражданина Таджикистана ждет долгий процесс восстановления документов. По его словам он в ближайшие дни отправляется в Чкаловск, где займется восстановлением таджикского паспорта – его паспорт в афганской тюрьме ему так и не вернули.
Как рассказал журналистам глава департамента информации министерства иностранных дел Таджикистана Давлат Назри, сейчас в афганских тюрьмах остается больше 10 таджикских граждан. «У нас есть соглашение об экстрадиции осужденных, по этим вопросам мы сейчас работаем, - отметил глава департамента информации МИД. По его словам, сейчас уровень взаимодействий по освобождению заключенных между двумя странами растет: «Были случаи, когда мы освобождали граждан Афганистана из наших тюрем».