Большое число жителей Таджикистана преданно советскому прошлому и с нетерпением ожидает наступления самого главного праздника в году.
В то время, как консервативная часть таджикского общества настаивает на отказе от традиции празднования Нового года, большое число жителей страны до сих пор преданно советскому прошлому и с нетерпением ожидает наступления самого главного праздника в году. Торговые точки по всему Душанбе пестрят многообразием товаров новогодней тематики, уже сейчас можно приобрести новогоднюю ёлку, отдавая дань традициям.
Зулфия Атои, известная таджикская поэтесса в среду была замечена на точке по продаже ёлок. Для нее это самый важный и любимый праздник в году. Ценен он, прежде всего потому, что в новогоднюю ночь в доме собирается вся семья, а дети получают долгожданные подарки.
- Наряженная новогодняя ёлка – что может быть лучше в день праздника? Мы зажигаем свечи, лампочки, вешаем самые красивые игрушки, готовит детям подарки и сладости. А как можно праздновать наступление Нового Года без ёлки и соответствующей атрибутики? – сказала она в беседе с корреспондентом радио Озоди.
Подобно Зулфие Атои в этот день можно было встретить большое количество людей, специально приехавших за ёлкой.
По словам торговцев, ёлки может приобрести любой человек, так, как цены разнятся от 120 до 1150 сомони. Продавец Абдусаме заметил, что в этом году его доходы заметно улучшились, так, как в среднем в день ему удается продать до 4 дорогостоящих ёлок. В общем, в день каждому продавцу удается реализовать до 15 наименований праздничной продукции, включая ёлки, игрушки и различные подарки. Правда, качество товара, как отмечают многие, не всегда соответствует цене.
Тем не менее, как говорят старожилы, в советское время в Душанбе предпраздничная атмосфера была гораздо ярче и насыщеннее. Те, кто решил отказаться от празднования Нового года, связывают это решение с вопросами религии, считая эту традицию исключительно христианской. Кстати, в позиции руководства Государственного телерадиокомитета, решившего в этом году записать новогодние программы на всех телевизионных каналах Таджикистана без участия Деда Мороза, Снегурочки и ёлки, хоть и не прозвучал религиозный подтекст, но было четко заявлено о приверженности национальным традициям.
Так, 11 декабря первый зампред комитета Саидали Сиддиков заявил, что "Празднование нового года будет освещаться всеми телеканалами, однако из репортажей и заставок будут исключены изображения Деда Мороза, Снегурочки, и даже самой разукрашенной елки". По его словам, "эти атрибуты не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них и нет ничего плохого". "Телерепортажи отразят зимние пейзажи республики, красоту ее природы, концертные выступления, новогодние столы жителей Душанбе, естественно без традиционного шампанского и вообще алкоголя",- добавил Сиддиков.
Данное решение огорчило немало людей, недоумевающих по поводу стратегии подхода к одному из самых популярных в народе праздников.
Умед Джайхони, молодой исследователь и историк также не согласен с решением властей Таджикистана. «Тогда нужно сразу начать календарный год с Навруза, или же оставить все, как есть и отмечать Новый год с учетом всех существующих традиций», считает он. Он уверен, что тем более нельзя влиять на выбор граждан, среди которых немало приверженцев советских традиций. С другой стороны, по мнению этого известного исследователя, в традиции древних таджиков существовал праздник, который отмечали в холодную зиму.
- Этот праздник наступал в ночь, именуемую в древних текстах, как «шаби ялдо» - долгая ночь. Она соответствует 25 декабря григорианского календаря и берет начало с 227 года до нашей эры, то есть до рождества Христова. Этот праздник также называют и «ночью рождения Мехра». Мехр был одним из пророков в зороастрийской религии, который и основал праздник Мехргон – праздник сбора урожая. Кстати, главным атрибутом этого праздника считался кипарис, вечнозеленое дерево, символизирующее вечную зелень и жизнь, - сказал Джайхони.
Празднование Нового года для многих главным образом означает сплочение семьи, так как это торжество носит исключительно семейный характер. В последние годы многие таджикские мигранты, зарабатывающие на жизнь в России, также пытаются доехать до своих семей до 31 декабря, чтобы вместе в кругу семьи отметить наступление Нового года. Для многих, это повод начать новую жизнь, реализовать давно намеченные планы и вступить в следующий год с новыми надеждами.
Кстати, вопреки решению государственного телевидения, душанбинская мэрия осталась верна своим традициям. Столичные власти обещают нарядить главную ёлку страны в центре Душанбе, организовать концерты звезд эстрады и провести праздничные мероприятия для детей в государственном цирке столицы.
Барно Кодирдухт, радио Озоди