Государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан стал логическим продолжением процесса нормализации отношений Узбекистана со своими соседями по региону, начавшегося после прихода к власти нового руководителя. Эти позитивные изменения способствуют поступательному развитию, как самого Узбекистана, так и каждой из стран Центральной Азии. Вместе с тем, во время этого развития будут возникать новые вызовы, на которые надо будет отвечать.
Первое
В Таджикистане президента Шавката Мирзиёева ждали давно. Для всех в республике вполне очевидно: лишь после его встреч и переговоров в Душанбе с главой таджикского государства Эмомали Рахмоном станет возможным вывод отношений между двумя странами из того состоянии глубокой деградации, в котором они пребывали с конца 90-х годов прошлого столетия. Но визит высокого узбекского руководителя мог состояться не раньше того, как в самом Узбекистане сформируются необходимые для этого объективные предпосылки, прежде всего, политического характера.
Создание таких предпосылок было составной частью инициированного президентом Узбекистана процесса по обеспечению выхода страны на качественно новый уровень. Важным условием достижения поставленной цели является поворот от определённой закрытости Узбекистана к большей его открытости миру. Такой поворот, особенно в отношении государств Центральной Азии не мог быть осуществлён по принципу «здесь и сейчас». Для того, чтобы он мог состояться, главе государства предстояло преодолеть сопротивление несогласных с заявленным им курсом на снятие изживших себя ограничений, на что требовалось определённое время.
Наиболее тяжело и сложно складывались отношения Узбекистана с Таджикистаном. Соответственно, было нетрудно предположить, что для расчистки политических завалов в них потребуется большее время, нежели в случае с другими соседними государствами. Так оно на самом деле и вышло.
В прошлом ноябре, то есть только через год и два месяца после перехода управления страной к Шавкату Мирзиёеву, СМИ, включая таджикские, опубликовали сделанное вскользь высказывание директора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Владимира Норова о том, что готовится визит главы государства в Таджикистан. Это означало, что к этому времени Шавкат Мирзиёев смог существенно продвинуться в преодолении сопротивления несогласных с его курсом на устранение препон развитию отношений между двумя странами.
6 января уже нынешнего 2018г. в ходе своего выступления перед депутатами законодательного собрания Ташкентской области глава узбекского государства анонсировал подготовку своего визита в Таджикистан. Сделанное им заявление перевело вопрос о возможности визита в плоскость проведения конкретной работы по его практической подготовке.
Анонсирование Шавкатом Мирзиёевым своего намерения уже в ближайшее время посетить с визитом Таджикистан говорило о том, что он сумел сделать ещё один большой шаг в преодолении сопротивления своему курсу на осуществление необходимых для страны преобразований.
Смена руководства СНБ страны, осуществленная им в конце января, завершила очень важный этап в работе по формированию новой политической реальности в Узбекистане, что, в частности, положительно сказалась на динамике улучшения узбекско-таджикских отношений.
В течении чуть более месяца была завершена работа по урегулированию остававшихся пограничных проблем, достигнута принципиальная договорённость о возможности для граждан обеих государств «находиться на территории РТ и РУ без получения соответствующей визы в течение одного месяца», развернулась работа по подготовка к открытию всех тех пограничных переходов, которые ещё в 2010г. по инициативе узбекской стороны перестали функционировать.
Документы, составленные на основе достигнутых в ходе подготовки визита президента Шавката Мирзиёева договорённостей по упомянутым и многим другим вопросам, должны были стать, после их подписания во время его пребывания в Душанбе, прочной основой для нормализации отношений между двумя странами, а затем и для дальнейшего их развития.
Второе
До сентября 2016г. Узбекистан на протяжении почти двадцати лет обходился без серьёзного развития отношений с Таджикистаном, не испытывая при этом особых неудобств. Если бы суть прежней политической реальности сохранялась и впредь, он мог бы неплохо и без какого-либо ущерба для себя обойтись без развития отношений с Таджикистаном и следующие двадцать лет.
Но с приходом к власти президента Шавката Мирзиёева подходы страны к отношениям с Таджикистаном кардинально изменились. Что же побудило его сразу же после того, как он стал преемником Ислама Каримова, взять курс на полномерное восстановление отношений своей страны с восточным соседом?
Здесь следует сказать о том, что Ислам Каримов умел держать всех в напряжении. Он активно и, в соответствии со складывающимися обстоятельствами, пользовался ею для как можно более полного обеспечения национальных интересов своей страны. Естественно, в собственном видении и интерпретации этих интересов. Самыми же важными национальными приоритетами для Ислама Каримова, вне всякого сомнения, были всемерное упрочение независимости и самостоятельности Узбекистана, а также осторожное и постепенное формирование основ его новой рыночной экономики.
Подход, основанный на использовании фактора напряжённости, активно применявшийся покойным президентом в отношении соседей по региону, обернулся для Таджикистана, находившегося в транспортно-коммуникационном тупике, обделённого значительными нефте-газовыми ресурсами и не обладающего необходимыми финансовыми возможностями для полностью самостоятельной утилизации своего огромного гидроэнергетического потенциала, большими, нежели для других центральноазиатских государств, трудностями и проблемами.
Но, как говорится, нет худа без добра. У Таджикистана не оставалось иного выхода, кроме как искать и находить пути демпфирования санкционных мер, применеявшихся в его отношении руководством соседнего государства.
Низведение товароборота с Узбекистаном, не по вине Таджикистана, с полумиллиарда долларов в 2000г. до мизерных двух с небольшим миллионов долларов к сентябрю 2014г. было компенсировано бурным ростом экономических отношений с Китаем, Россией, Ираном, а также с такими влиятельными международными финансовыми институтами, как МВФ, ВБ, АБР, ИБР.
Сложности с поддержнием круглогодичной транспортной связи северного региона республики с центральными и южными его районами через территорию Узбекистана были сняты строительством тоннелей под Анзобским перевалом, при финансово-технической помощи Ирана, и Шахристанским перевалом, вкупе с модернизацией трассы Центр-Север, при финансово-техническом содействии Китая.
После выхода Узбекистана из единой энергосистемы региона в кратчайшие сроки были изысканы средства и протянута ЛЭП Юг-Север и, тем самым, создана независимая единая энергосистема республики. Тут также не обошлось без поддержки Китая.
Железнодорожная блокада 2010г. побудила республику наладить двусторонний атомобильный грузопоток в северном направлении через Кыргызстан, а прекращение газовых поставок в 2012г. было компенсировано вынужденным освоением хотя и труднодоступных, но собственных угольных месторождений. При содействии России и Ирана Таджикистан также сумел приступить к строительству первой и второй Сангтудинских ГЭС.
Таким образом, ещё до прихода Шавката Мирзиёева к власти стало очевидно: проведение политики санкций в отношении Таджикистана утратило практический смысл.
Вместе с тем, будучи на протяжении тринадцати лет премьер-министром Узбекистана, новый президент РУ не мог не видеть и не понимать неэквивалентность степени интеграции своей страны в политическую и экономическую системы современного мира. Он также не мог не видеть и не осознавать, что натянутые отношения с соседними государствами никак не способствуют раскрытию потенциала своей страны.
Объективно, основной задачей и даже миссией Шавката Мирзиёева, как главы Узбекистана, является запуск процесса, позволяющего снять ограничения, препятствующие реализации накопленного экономического потенциала, выводу страны на эквивалентный этому потенциалу уровень развития и место в современном мире. Но, так уж сложились обстоятельства на момент прихода его к власти, что решение этой фундаментальной задачи обуславливались решением таких взаимосвязанных задач, как достижение позитивного восприятия народом Узбекистана своего курса на осуществление давно назревших преобразований в стране и нормализация отношений с соседними государствами.
Взятый Шавкатом Мирзиёевым курс на решение этих задач сразу был встречен однозначной поддержкой большей части населения республики и, что не менее важно, поддержкой народов и руководства соседних государств.
Совокупная внутренняя и внешняя поддержка обеспечила его тем политическим ресурсом, рациональное использование которого позволило ему успешно преодолеть сопротивление несогласных с предложенным им курсом на осуществление необходимых преобразований в стране и нормализации отношений с ближайшими соседями.
Третье
Для понимания сути того, каким образом президент Узбекистана намерен раскрепостить сформированный во времена Ислама Каримова экономический потенциал страны, важным представляются следующие его высказывания. В ходе упоминавшегося выше выступления перед депутатами законодательного собрания Ташкентской области 6 января с.г. он особо подчеркнул, что наладить сотрудничество со странами дальнего зарубежья сложнее, "когда отношения с соседями оставляют желать лучшего".
Через пять дней, 11 января, в выступлении на видеоселекторном совещании по вопросам внешней политики Узбекистана он, в частности заявил, что приоритетной для МИДа страны должно стать, прежде всего продвижение экспорта продукции отечественных предприятий.
В соответствии с этими высказываниями экономика Узбекистана должна стать экспортно-ориентированной, способной выйти со своей продукцией на мировые рынки. Иными словами, не надо «изобретать велосипед», а следовать тому проверенному курсу, благодаря которому Китай, Южная Корея и некоторые другие страны в достаточно сжатые сроки достигли мирового уровня в развитии своих экономик.
Здесь уместно подчеркнуть: Узбекистан вправе рассчитывать на такой успех. Он обладает всеми необходимыми для этого предпосылками – разнообразными сырьевыми ресурсами, крупным потенциалом обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, развитым аграрным сектором, развитой инфраструктурой и населением, близким по таким органично присущим ему параметрам, как работоспособность, дисциплинированность и трудовая этика, китайцам и корейцам в Азии и немцам - в Европе.
Президент Шавкат Мирзиёев, является политиком-прагматиком с огромным опытом повседневной работы в сфере практической экономики. Он, как никто другой в Узбекистане, знает реальное состояние экономики своей страны, все её сильные и не очень сильные стороны. Именно поэтому для него очевидно: успешному выходу на мировые рынки должна предшествовать серьёзная подготовительная работа, направленная на актуализацию накопленного экономического потенциала страны и прохождение жёсткой школы обретения навыков и опыта продвижения своей продукции на внешние рынки.
В видении Шавката Мирзиёева, судя по всему, такой естественной школой для Узбекистана и должна стать работа по продвижению своей экспортной продукции на рынки соседних государств.
Но для этого абсолютно необходимым условием является нормализация отношений с ними и снятие мешающих этому процессу разного рода ограничений. Успешный характер работы руководителя Узбекистана в данном направлении очевиден.
Четвертое
Как только в Узбекистане сформировались необходимые политические условия, подготовка визита Шавката Мирзиёева в Таджикистан, прежде всего подготовка солидного пакета документов, призванных после подписания и последующей ратификации стать основой не только для размораживания двусторонних отношений, но и перевода их на качественно новый этап, резко интенсифицировалась. Одновременно развернулась и подготовка целого комплекса мероприятий по обеспечению достойной встречи высокого гостя и его пребывания в Душанбе.
Подготовка документов к подписанию в ходе предстоящего визита протекала вне широкого общественного внимания. Лишь время от времени дозировано выдавалась информация о той части подготовительной работы, которая могла иметь большой общественный резонанс и поддерживать высокий уровень ожиданий – информация о работе по достижению между двумя странами договоренностей, касающихся визового режима, об успешных переговорах по разрешению оставшихся пограничных вопросов, о возобновлении функционирования всех раннее закрытых пограничных переходов.
Одновременно существенным образом упрощалась на практике процедура перехода гражданами границы в обеих направлениях. Граждане Таджикистана не преминули отметить изменившийся характер общения с ними узбекских пограничников – смена прежнего третирования обладателей таджикских паспортов, отбивающее всякое желание ещё когда-либо посетить соседнее государство, на благожелательное «Добро пожаловать!».
По свидетельству одних очевидцев, ещё задолго до начала визита главы узбекского государства у пограничных переходов на таджикской стороне развернулась бойкая торговля товарами из Узбекистана.
По свидетельству других очевидцев, после открытия пограничного перехода в районе Пенджикента, потоки граждан Таджикистана с коммерческой жилкой заполонили рынки Самарканда, которым местные коммерсанты активно сбывали весь свой товар. И те, и другие не были в накладе – одних прельщали невысокие, по таджикским меркам цены и возможность получения приличной маржи после перепродажи купленных товаров у себя в стране, других – возможность быстрого их сбыта и получения наличности в приличном, уже по узбекским меркам, объёме.
К началу визита, благодаря официальным сообщениям, информации и репортажам с места событий таджикских СМИ, сформировалась атмосфера больших положительных ожиданий в обществе от предстоящего визита.
Ожидания оправдались. Больше всего накануне визита люди говорили о перспективах возможного введения безвизового режима между двумя странами. И наибольшее удовлетворение в обществе вызвало подписание соответствующего соглашения. А также подписание тех соглашений, которые, так или иначе, позволят ему «работать» - соглашения о международном автомобильном сообщении, о воздушном сообщении.
Другие соглашения, хотя и привлекли меньше внимания общества, закладывают хорошую основу для самого широкого двустороннего сотрудничества, прежде всего, в сфере экономики, как об этом чётко и в полном соответствии с пониманием им сути своей миссии, как главы государства заявил сам Шавкат Мирзиёев:
«В сотрудничестве с Таджикистаном мы делаем ставку на экономику». Он же озвучил и амбициозную цель – довести двусторонний товарооборот с прошлогодних 127 миллионов долларов до 1 миллиарда долларов в ближайшей перспективе.
Но для того, чтобы формирующаяся потенциальная возможность стала реальностью, обеим сторонам предстоит немало потрудиться – самые совершенные документы, а также заявленные намерения, даже подкреплённые политической волей глав государств, никогда сами по себе не работали, не работают и не будут работать. Они будут работать лишь в случае создания соответствующих эффективные механизмов практической имплементации подписанных соглашений.
Пятое
К достаточно закрытому Узбекистану Ислама Каримова все в регионе привыкли, чётко знали чего от него можно ждать и, соответственно, успешно к нему адаптировались. Но феномен Узбекистана, поворачивающегося лицом к региону, становящегося всё более открытым, возглавляемого динамичным лидером, чётко знающим чего он хочет, это пока некая кантовская «вещь в себе».
И вызовом для всех в регионе, в том числе и для Таджикистана, является то, что никто пока не знает, каким Узбекистан будет через год, через два года, через пять лет, и как будут развиваться его отношения с соседями.
Открывающийся Узбекистан нацелен на активное продвижение своих экономических интересов в регионе. Как уже было отмечено, в преломлении к Таджикистану эти интересы имеют конкретное цифровое выражение – достижение товарооборота с Таджикистаном планки в 1 миллиард долларов.
Нет никаких сомнений, что ровно таким же образом, в конкретных цифрах, Узбекистан формулирует свои экономические интересы и в отношении других своих соседей по региону. А готовы ли они к такой постановке вопроса? Очевидно, что это ещё один серьёзный для них вызов.
Целый ряд выходцев из Узбекистан в большей степени, нежели выходцы из других среднеазиатских государств, добились весьма высокого статуса в экономике России. И добились они его в жёсточайшей конкуренции. Весь ход событий в пост-каримовском Узбекистане говорит о том, что новое руководство страны не отвергает возможность налаживания сотрудничества с ними. Возможность такого сотрудничества не отвергается и самими российскими миллиардерами из Узбекистана.
И опять же встаёт вопрос: а готовы ли к этому в регионе, к вполне возможному проецированию на него их методов достижения успехов, их экономической мощи?
Готовы ли страны региона к весьма вероятному экономическому лидерству Узбекистана, стремящегося к открытости и к созданию некоего общего центрально-азиатского экономического пространства? Это тоже вызов, на который каждой из стран региона необходимо будет найти ответ.
Что же касается Таджикистана, то нормализация отношений между двумя странами уже открывает для него вполне конкретное окно возможностей. Насколько оно будет широким и долгосрочным никто пока с уверенностью сказать не может. Просто потому, что никто сегодня не может сказать однозначно будут ли меняться подходы президента Узбекистана, по мере развития его страны и возможной трансформации её в экономически самое сильное государство региона, к сотрудничеству со своими соседями, а если будут меняться, то каким образом.
Именно поэтому Таджикистану необходимо оперативно воспользоваться тем, что есть – в частности, открывающимися возможностями для запуска как можно большего числа проектов утилизации собственного гидроэнерегетического потенциала. Вызов для Таджикистана в этом случае очевиден – сумеет ли он воспользоваться открывающейся перспективой должным образом.
Вместе с тем, Таджикистана должен быть готовым к конкурентной борьбе с производителями товаров из Узбекистана, если желает сохранить и развить свой собственный производственный потенциал. Успеха в этом деле можно добиться лишь на путях преобразования нынешней экономической модели в нечто более эффективное и конкурентоспособное.
Хочется надеяться, что от нормализации отношений две соседние страны перейдут к устойчивому и расширяющемуся сотрудничеству. Но развитие сотрудничества процесс живой и сложный и возникновение в ходе его разного рода вызовов для каждой из сторон абсолютно неизбежно. Поэтому, хочется также надеяться, что обе стороны окажутся способны к оперативному поиску достойных и обоюдовыгодных ответов на них, желательно, совместными усилиями.