У независимого Таджикистана самый благоприятный период для того, чтобы начать новый этап своего развития, считает посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Хью ФИЛПОТТ. Почему в Таджикистане очень мало британских компаний и как может измениться ситуация в Центральной Азии после кончины президента Узбекистана, британский дипломат рассказал в интервью «АП».
- Господин посол, как вы оцениваете развитие таджикско-британских отношений?
- Отношения между Таджикистаном и Соединенным Королевством развиваются довольно позитивно. Естественно, для совершенствования наших отношений предстоит еще проделать очень большую работу, которая будет основываться на принципах международного сотрудничества, взаимоуважения и общепринятых человеческих ценностей.
- Отвечают ли нынешние отношения требованиям времени? И какие конкретные направления должны быть охвачены, на ваш взгляд, больше?
- В принципе мы довольны нынешним уровнем британско-таджикских отношений, но всегда есть куда стремиться, и есть направления, которым мы придаем больше приоритета. К примеру, мне бы очень хотелось, чтобы во время моего пребывания Таджикистан ратифицировал Международную конвенцию по защите прав людей с ограниченными возможностями. Таджикистан в этом направлении сделал уже очень многое, и мы со своей стороны стараемся оказывать поддержку через финансирование различных гуманитарных проектов, помогающих людям с ограниченными возможностями. Но все же самым важным шагом была бы ратификация данной Конвенции.
В экономической сфере Департамент Великобритании по международному развитию (DFID) работает по таким направлениям, как сельское хозяйство, поддержка местного предпринимательства, женского среднего и малого бизнеса, развитие туризма и поддержка крупных энергетических проектов. Также мы поддерживаем проект по созданию прозрачной системы управления государственными бюджетными средствами в парламенте Таджикистана.
Кроме того, на регулярных встречах с представителями МИД Таджикистана и другими государственными структурами мы обсуждаем различные вопросы двустороннего сотрудничества, такие как охрана таджикско-афганской границы, борьба с наркотрафиком и терроризмом. Мы также налаживаем сотрудничество между МВД Таджикистана и Великобритании в области повышения потенциала сотрудников различных служб, сотрудничаем в области культуры и искусства.
- В последние два года говорят об ухудшении ситуации на севере Афганистана. Как, на ваш взгляд, это может угрожать безопасности Таджикистана и Центральной Азии в целом?
- Эта тема действительно очень актуальна, но я смотрю на ситуацию несколько иначе, чем ее видят другие. В целом ситуация на севере Афганистана находится под контролем афганского правительства и международных сил. И те попытки прорыва на территорию Таджикистана, о которых так часто упоминается в СМИ, по моей информации, совершают части криминальных наркогрупп, которые не имеют ничего общего с талибами или другими экстремистскими группами. Правительство Афганистана старается бороться с этим, и Великобритания, как часть международного сообщества, помогает им в этом направлении, чтобы добиться стабильности и выстроить демократическое общество.
Мы считаем целесообразным поддерживать сотрудничество Таджикистана и Афганистана через различные совместные проекты, так как две эти страны связывает не только общая граница, но и культура и истории, языковая близость.
Важным фактом является то, что Таджикистан находится в самом сердце Азии – между Центральной Азией и Южной. С одной стороны, это расположение создает много трудностей, но с другой, ваша страна - это перекресток с выходом на всю Азию. И поэтому все проекты, которые Великобритания финансирует в регионе, мы стараемся связать с Таджикистаном. Я уверен, что в будущем Таджикистан свяжет всю Азию и будут открыты не только дороги, но и воздушные сообщения со всеми странами региона.
- Вам, наверное, известно, что с ближайшим нашим соседом – Узбекистаном – у нас долгое время нет прямого воздушного сообщения. На ваш взгляд, в связи с кончиной Ислама Каримова может ли что-то измениться в регионе? Что должен будет сделать новый руководитель Узбекистана, чтобы разрешить те конфликты, которые возникли у Узбекистана со странами-соседями?
- Конечно, очень печально, что скончался первый президент Узбекистана Ислам Каримов. Но, несмотря на это, возникший переходный период может быть очень важен для позитивного изменения в отношениях. И я надеюсь, что новый президент Узбекистана начнет выстраивать более конструктивное сотрудничество с соседями. Мое личное мнение: такими позитивными изменениями могли бы стать открытие границ, налаживание воздушного сообщения между странами региона, открытие железнодорожных сообщений, налаживание торговли и энергетического сотрудничества. Если эти изменения произойдут, страны Центральной Азии станут экономически более устойчивыми, им не придется больше отправлять в миграцию своих талантливых граждан, так как будет возможность создавать рабочие места внутри своих стран.
- Тогда относительно рабочих мест. Пока в Таджикистане их недостаточно, и наши граждане вынуждены выезжать в миграцию. Но из-за экономических санкций, наложенных Западом на Россию, работы для них сейчас нет и в РФ, объемы денежных переводов значительно сократились. И многие эксперты утверждают, что западные санкции против России стали одной из главных причин экономического кризиса в Таджикистане. Чувствуете ли вы свою ответственность за этот «побочный эффект»?
- Причиной наложения санкций со стороны западных стран на Россию стали аннексия Российской Федерацией Крымского полуострова и ситуация в восточных областях Украины. Но этот экономический кризис, который случился в Таджикистане, невозможно объяснить только данными санкциями. Есть еще достаточно других факторов, из-за которых не только в России, но и в других странах мира сейчас экономический кризис.
Например, в Великобритании в 2008 - 2009 годах случился тяжелейший экономический кризис, в основном в банковской сфере. Мы, конечно же, могли сказать, что в этом были виноваты банки, например американские или другие, но то, что случилось, уже случилось.
Было бы очень неэффективно сидеть и искать виновных, куда лучше сфокусировать все свои ресурсы для проведения необходимых реформ. Для Таджикистана этот период представляет очень хорошую возможность в этом направлении. И это касается всех стран Центральной Азии.
- То есть вы считаете, что причины не возникли одномоментно, они копились долгие годы, чтобы вылиться сейчас?
- Абсолютно верно. Конечно же, Таджикистан пережил тяжелые времена в самые первые годы независимости, разрушительную гражданскую войну, и многим талантливым людям пришлось покинуть вашу страну. Но я думаю, что 25-летний опыт независимости и те глобальные процессы, которые сейчас происходят в регионе и во всем мире, все это для Таджикистана является отличной возможностью начать следующий этап развития - поддержать развитие малого и среднего бизнеса в стране, разработать благоприятную налоговую систему - не ту систему, которая демотивирует, а систему, которая помогает вдохновлять и развивать бизнес. Простой пример: начать выдавать кредиты по низким процентным ставкам, что позволит создавать новые предприятия с новыми рабочими местами.
- А сколько сейчас британских компаний работает в Таджикистане?
- Очень мало.
- Почему? Их не привлекает Таджикистан? Здесь нет для них подходящих условий или наша республика не располагает теми ресурсами, которые им были бы интересны?
- Есть несколько причин, по которым в Таджикистане мало британских компаний. Во-первых, они не знают таджикский рынок. Они очень хорошо знают в плане углеводородов Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, начинают изучать Кыргызстан. Так как одна из моих миссий заключается в организации ежегодного визита британских компаний в Таджикистан, в рамках этой деятельности некоторые компании уже изучают потенциал вашего рынка.
Но если глобально смотреть на то, почему британские компании пока не идут в Таджикистан, то скажу, что у них есть из чего выбрать, куда пойти и где вложить. И Таджикистан должен стараться сделать так, чтобы здесь бизнес-среда была привлекательной и конкурентоспособной. Каждый раз, когда британские компании приезжают сюда, я стараюсь показать им свободные экономические зоны и раскрыть потенциальные бизнес-возможности в Таджикистане. Британские бизнесмены хотят быть уверенными в стране, в которую они вложат инвестиции, а как известно, открывать новые рынки всегда нелегко. Тем более что между нашими странами пока нет прямого воздушного сообщения. Если откроется граница Таджикистана с Узбекистаном, я постараюсь привезти в Таджикистан те британские компании, которые уже работают в соседней стране.
- Какую помощь оказывает Британия на сегодняшний день Таджикистану?
- На основе двухсторонних отношений мы ежегодно выделяем 17-18 млн фунтов стерлингов. В рамках многостороннего сотрудничества Великобритания выделяет гранты на крупные проекты, например мы выделили грант в размере 41 млн долларов США для поддержки регионального проекта CASA-1000 через другие организации. И я очень горд, что Великобритания - единственная страна, которая сегодня в рамках договоренностей Большой семерки (G-7) в полной мере выполняет свои обязательства, то есть выделяет 0,7% от своего ВВП на международное развитие. Ежегодно мы инвестируем десятки миллионов фунтов стерлингов в Таджикистан посредством других организации, таких как ООН, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие. Может, в Таджикистане и мало британских компаний, но денег британских налогоплательщиков здесь очень много.
- Изменится ли объем помощи от Евросоюза, где был большой вклад и Великобритании, после того как ваша страна выйдет из состава ЕС?
- Будет много изменений, но я не знаю точно, каким будет процесс в будущем, потому что Великобритания пока не вышла из ЕС. Но даже если мы выйдем из ЕС, мы все равно будем ежегодно выделять 0,7% своего ВВП на международное развитие.
- Жалеет ли сейчас о своем выборе британский народ? Я имею в виду Брекзит.
- Я не знаю, но я как один из членов британского общества не жалею об этом. Это был голос народа, и он выбрал это путем голосования. И это является фундаментальным принципом демократии.
- А как долго продлится процесс выхода из ЕС?
- Технически процесс еще не начался, и он может занять как минимум два года. Я думаю, этот процесс не начнется в этом году, а скорее всего, в следующем.
Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить Президента Таджикистана и весь таджикский народ от имени Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II с 25-летием государственной независимости. Это важная дата, и это важный момент для начала нового этапа развития.