Чтобы страна шла по пути созидания, чтобы она развивалась во всех отношениях, конечно, в первую очередь надо обеспечить два основополагающих условия: внутреннюю и внешнюю безопасность. В противном случае ни о каком развитии речь идти не может.
Анализируя внутриполитическую ситуацию в республике и риски извне, оказывающие влияние на Таджикистан, эксперты считают, что страна обладает большим конфликтным потенциалом. Мы попытались узнать, сможет ли Таджикистан сохранить 19-летний мир и единство с учетом нынешних реалий и как достичь внутриполитического диалога в стране?
Будет вам мир, если…
- Сохранение мира и национального единства в нынешних условиях в нашей стране, регионе и мире в целом - одна из первоочередных задач не только правительства республики, но и политиков, гражданского общества, всего народа Таджикистана, - считает эксперт по вопросам безопасности Султон Хамад. - Необходимо признать, что внутренняя политическая обстановка в республике с учетом событий годичной давности, вопросы региональной безопасности, особенно в соседнем Афганистане, отрицательное воздействие мирового кризиса на социально-экономическое положение Таджикистана - все эти факторы сделали более уязвимыми мир и национальное согласие в нашей стране.
Скопление террористических группировок в соседнем Афганистане, периодические нарушения таджикско-афганской границы и последние события в Актобе в Казахстане, по мнению С.Хамада, являются примерами нестабильности в регионе, и для того, чтобы не усугубить ситуацию, всем силам Таджикистана необходимо сплотиться и сообща решать внутренние проблемы страны, в том числе экономические.
- Вот тогда можно будет без сомнения утверждать, что внешние угрозы Таджикистану не страшны, - резюмирует он.
Вместе с тем, в числе других внешних факторов и угроз, которые могут негативно повлиять на внутриполитические процессы в Таджикистане, политолог, зампредседателя Социал-демократической партии Шокирджон Хакимов называет «конфликт интересов между региональными и международными центрами, незаконный оборот наркотиков, распространение идеологий экстремизма и терроризма в различных их формах и проявлениях, попытку ограничения суверенитета со стороны некоторых стран, активное сотрудничество международных транснациональных преступных группировок».
- Какова вероятность проникновения на территорию Таджикистана отрядов боевиков? Сможет ли Таджикистан защитить себя от внешних угроз? - спросили мы у экспертов.
- Большинство экспертов полагают, что крупные прорывы боевиков на территорию страны маловероятны. Что касается внешних угроз, то, по моему мнению, основная угроза для будущей независимости страны заключается в растущей экономической зависимости от Китая, который в условиях кризиса становится основным инвестором и кредитором Таджикистана. А любые формы избыточной и односторонней экономической зависимости, как показывает опыт других стран, рано или поздно принимают геополитический и политический характер, - говорит политолог Парвиз Муллоджанов.
При сохранении условностей
По мнению Муллоджанова, Таджикистан вполне способен сохранить мир и стабильность в стране при соблюдении двух основных условий. Во-первых, если правительство сумеет найти выход из социально-экономического кризиса и обеспечить хотя бы приемлемый уровень жизни населения. Это означает, прежде всего, решительное снижение уровня коррупции, которая является сегодня основным препятствием на пути к дальнейшему развитию рыночной экономики.
- К тому же кризис в России носит долговременный характер, и его влияние на ситуацию в таджикской экономике будет возрастать. Поэтому нет смысла надеяться, что экономический кризис в нашей стране разрешится сам собой, - считает он.
Вторым условием сохранения мира и стабильности П.Муллоджанов называет снижение социального напряжения в обществе.
- Если власти будут прибегать к крайним, непродуманным мерам и шагам в обществе – в отношении к регионам, представителям бизнеса, мелкого и среднего предпринимательства, а также рядовых граждан, все это приведет к социальному взрыву. На сегодняшний день, к сожалению, принимается достаточно много непопулярных решений по сносу рынков, реконструкции столицы, увеличению налогового бремени, ограничению мелкого предпринимательства, частного извоза, которые носят зачастую труднообъяснимый для населения характер, - говорит он.
По мнению председателя Национальной ассоциации СМИ Таджикистана Нуриддина Каршибаева, в стране увеличились конфликтогенные факторы в связи с ограничением права на свободу выражения мнений и свободу информации.
- Однако это не конфликтный потенциал, так как протестный потенциал в таджикском обществе очень низкий. Люди озабочены поиском куска хлеба, аполитичны, распространен правовой нигилизм. Диалоговые площадки закрыты. Это в любом случае отрицательно влияет на мир и стабильность в Таджикистане, - считает эксперт.
В качестве внутренних факторов, которые также дестабилизируют ситуацию в стране, политолог Шокирджон Хакимов называет низкий уровень жизни большинства таджикистанцев, самоотстраненность граждан от политический жизни и управления государством, невозможность реализовать свои конституционные права на труд на родине, коррупцию, местничество, кумовство, политизацию науки, образования и всего, что связано с интеллектуальной и творческой деятельностью.
- Сюда же входят негласная цензура, ограничение прав граждан по политическим мотивам, неправильная кадровая политика, несовершенные механизмы обратной связи между институтами государственной власти и гражданами и многое другое, - считает он.
Вместе с тем, иного мнения придерживается зам. председателя Коммунистической партии Таджикистана Исмоил Талбаков, который считает, что в стране не существует внутренних угроз.
- Все политические партии в стране зарегистрированы, мы участвуем во всех политических мероприятиях, для нас созданы все условия, чтобы участвовать в выборах, проводить съезды, собрания и т.д. Если мы не набрали голосов, чтобы пройти в парламент, это не значит, что мы должны игнорировать власть. Может, мы сами виноваты, что где-то допустили упущения, что народ за нами не пошел. Жизнь ведь продолжается. Мы должны уважать волю народа.
Рецепт от всех «болячек»?
По мнению Султона Хамада, в Таджикистане никто на 100% не уверен, что находится в безопасности от всех перечисленных выше угроз.
- Поэтому нам необходима политическая воля правительства и оппозиционных к власти сил. И чтобы достичь внутриполитического диалога в стране, стороны должны сделать миролюбивые шаги навстречу, доверять друг другу и уважать друг друга. Они должны понять, что мы вступили в новый этап, когда усиливаются большие геополитические игры между великими державами, которые хотят утвердить свой авторитет в Центральной Азии. А в этом регионе, кстати, Таджикистан ввиду своего геополитического расположения играет не последнюю роль, - считает эксперт.
В то же время П. Муллоджанов считает, что в нынешних реалиях вряд ли стоит говорить о необходимости внутриполитического диалога, так как, на его взгляд, «серьезной легальной оппозиции к властям в стране уже не существует».
- Почти все легальные партии (за исключением СДПТ) фактически сами не признают себя оппозицией. Что касается запрещенных партий и группировок, то диалог с ними также вряд ли возможен. Прежде всего ввиду полного отсутствия взаимного доверия, - заключает Муллоджанов.
Сам по себе назревает извечный вопрос «Что делать?», как найти решение, каким путем идти?
По мнению Ш. Хакимова, прежде всего необходимо иметь политическую волю.
- Я имею в виду обсуждение стратегически важных вопросов с вовлечением представителей тех партий и общественных объединений, которые не имеют своих представителей в системе представительных органов государственной власти, в Академии наук, Центре стратегических исследований и других структурах, не имеют доступа к радио и телевидению, - отмечает он.
Что касается разрешения проблем с внешними угрозами, по мнению Хакимова, в нынешних условиях, особенно учитывая социально-экономическую ситуацию и военный потенциал страны, Таджикистан самостоятельно не в состоянии защитить свои национальные интересы и обеспечить свою безопасность.
- Думаю, ОДКБ, ОБСЕ, ООН и некоторые отдельные государства на основе общности интересов в случае чего, несомненно, окажут практическую помощь Таджикистану, - говорит политолог.
Оценивая ситуацию в социально-политическом, экономическом, а также геополитическом плане, Нуриддин Каршибаев называет ее сложной.
- На мой взгляд, властям необходимо прислушаться к голосам независимых СМИ и гражданского общества. Таджикскому обществу необходимо межсекторальное сотрудничество, в котором СМИ должны играть роль не только катализатора, но и активного игрока в процессе развития общества, – говорит эксперт.
И. Талбаков считает, что внутриполитический диалог, способствующий консолидации всех партий и течений, организаций гражданского общества внутри страны, нам необходим для сплочения.
- Все, что делали боевики в 90-х прошлого века в Таджикистане, мы сегодня наблюдаем в Сирии в лице ИГИЛ. Для того чтобы не допустить этого, народ Таджикистана должен сплотиться вокруг нашего уважаемого президента Эмомали Рахмона. Совсем скоро у нас будет проходить очередной, XXXII съезд партии. На многих собраниях и встречах партийцы предлагают для укрепления мира и стабильности в стране сплотиться вокруг президента, чтобы вместе решать социальные вопросы, проблемы со школами, дорогами, рабочими местами… Сегодня все мы должны сохранять свою политическую бдительность и с пониманием относиться к решениям правительства. Главное - понять: самый худой мир лучше, чем война! - резюмирует Талбаков.