Китайское влияние на Таджикистан растет с каждым днем. Корреспондент AFP побывал на базаре в столице Таджикистана Душанбе, отдаленной от Москвы республике бывшего Советского Союза. Дешевые товары из соседнего Китая помогают местным жителям компенсировать финансовые потери, вызванные российским экономическим кризисом. Низкие мировые цены на российский экспорт энергоносителей и санкции Запада из-за украинского кризиса создали ряд экономических проблем в России, ослабив, тем самым, национальную валюту Таджикистана и заставив тысячи трудовых мигрантов возвращаться, усиливая безработицу.
В июне Нацбанк обедневшей центрально-азиатской страны объявил, что переводы, в основном переводы из России, где трудилась почти половина мужчин Таджикистана трудоспособного возраста, упали более чем на 40 процентов, если сравнивать первые кварталы 2014 и 2015 годов. С другой стороны, экономическая связь государства с восьмимиллионным населением и гигантским Китаем растет сильнее с каждым днем.
Китайские продавцы активно торгуют на базаре в Душанбе дешевой, пошитой из синтетики, таджикской национальной одеждой, которую носят консервативные семьи. С корреспондентом AFP они поделились информацией, что торговля идет хорошо и «всегда есть варианты». Китай еще в 2013 году обнародовал свой экономический пояс Шелкового пути - видение массивных инвестиций в инфраструктуру сухопутной торговли и экономической интеграции в Евразии. Экономическая трансформация Пекином земель к западу от беспокойной китайской провинции Синьцзян, стала набирать темпы в последние десятилетия. Публично в России не жалуются на растущее китайское экономическое доминирование в Центральной Азии. Обе страны являются основателями Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят все пять Центрально-азиатских государств.
Москва также надеется, что китайский Новый Шелковый путь принесет ей определенные выгоды от расширения регионального партнерства. Для Таджикистана, который беден природными ресурсами, в сравнении с другими государствами Центральной Азии - Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, китайский экономический пояс - это спасательный круг. Пекин пообещал вложить не менее $6 млрд. или эквивалент 70% от годового ВВП страны, в течение трех лет с сентября прошлого года. «Китай реализует ряд проектов в Таджикистане, от стратегических магистралей для линий электропередачи, до цементных заводов и проектов по добыче золота», - сообщил для AFP Фаррух Солиев, завотделом внешнеэкономических связей.
«Каждый год наше партнерство растет» Таджикистан также получит значительные транзитные сборы от «линии D», ветки газопровода, которая должна начать поставлять 65 млрд. кубических метров газа из Туркменистана в Китай к 2020 году. Между тем, соединение с дорогой, которую Пекин строит в соседнем Кыргызстане, позволит таджикским бизнесменам торговать с Россией без пересечения границы с Узбекистаном, с которым Душанбе имеет натянутые отношения. Китай сейчас владеет почти половиной внешнего долга Таджикистана в размере более, чем $2 миллиарда.
На днях Душанбе получил еще $500 млн. стабилизирующих кредитов от государственного банка развития Китая. Однако в Таджикистане многие понимают, что у китайской экономической щедрости есть и «обратная сторона», потому, что однажды Китай захочет вернуть эти деньги. Поэтому руководство страны должно четко представлять, на что будут потрачены заемные средства.
Источник: FTimes.ru