Не все в Таджикистане согласны с наплывом китайских инвестиций в экономику.
Таджикистан в настоящее время вынужден искать инвестиции в Китае, чтобы возместить потери в результате негативного влияния, которое оказывает на страну сложившаяся экономическая ситуация в России. Об этом заявил первый заместитель министра финансов республики Джамолиддин Нуралиев, который является зятем главы государства.
В интервью британскому изданию «Financial Times» он признал, что Таджикистан может попасть в экономическую зависимость от Китая, но ему необходимо компенсировать последствия экономической стагнации в России. «Мы обозначим границу, но не сегодня. Нам необходимо уравновесить один риск другим», - сказал он. Нуралиев сообщил, что Китай пообещал вложить в экономику Таджикистана в ближайшие три года порядка 6 миллиардов долларов, которые будут направлены на строительство газопровода, цементного предприятия и железной дороги.
«Financial Times» отмечает, что обещанные Пекином инвестиции составляют 2/3 ВВП Таджикистана и в 40 раз больше по сравнению с общим объемом прямых инвестиций, которые поступают в экономику этой одной из беднейших стран мира. Автор статьи «Tajikistan looks to China as Russian remittances dry up» («При сокращении денежных переводов из России, Таджикистан смотрит на Китай») Джек Фарчи пишет, что обещанные миллиарды являются одним из последних признаков экономической экспансии Китая в Центральной Азии.
Журналист издания, который недавно прибыл из Душанбе, назвав Таджикистан «одной из беднейших государством в мире», зажатым между Китаем, Россией и Афганистаном «как внутри сэндвича», ощущает негативные последствия после аннексии Москвой Крыма и поддержку Россией сепаратистов в Украине, которые спровоцировали международные санкции. В частности, летом этого года на 20% сократились денежные переводы, которые пересылаются 1 миллионом трудовых мигрантов. Это наблюдается впервые за последние пять лет.
Другим фактором влияния на экономику страны после введения санкций в отношении России свидетельствует уровень инфляция и рост цен на товары российского производства в Таджикистане.
«Мы очень обеспокоены тем, что происходит в российской экономике. Мы надеемся, что она найдет способ, чтобы стабилизироваться в течение следующего года», - говорит Нуралиев.
13-14 сентября председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Таджикистан. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон познакомил китайского коллегу и его супругу со своей семьей в своей резиденции. В те же дни было объявлено, что Пекин вложит в ближайшие годы 6 миллиардов долларов.
Душанбе пытается также привлечь в свою экономику европейские инвестиции, однако западные дипломаты сообщили «Financial Times», что притоку возможных инвестиций препятствует высокий уровень коррупции в Таджикистане, который, согласно последнему рейтингу Transparency International, из 177 стран занимает 154 строчку по уровню коррупции. Налоги и таможенные сборы, а также проблемы с энергоснабжением являются еще одной причиной того, что западные инвесторы не проявляют заинтересованности к Таджикистану.
Нуралиев отметил, что правительство ведет активную борьбу с коррупцией и принимает меры для решения других существующих проблем. В то же время, по его словам, китайские инвестиции в некотором отношении более привлекательны для Таджикистана, чем деньги от западных организаций, таких как Всемирный банк, который предоставляет транши на определенных условиях. Он подчеркнуло, что при привлечении китайских инвестиций, которые выдаются без каких-либо условий, нет бюрократических процедур, и эта процесс не занимает много времени.
Автор отмечает, что не все в Таджикистане согласны с таким наплывом китайских инвестиций в экономику республики. В настоящее время долг Таджикистана перед Китаем превышает 1 миллиард долларов, что составляет более половину общего объема внешнего долга правительства Таджикистана. Эти средства в основном направлены на строительство и ремонт автодорог, а также тоннелей. «Когда китайцы закончат работу, для других здесь что-нибудь останется?», - говорит один из бизнесменов в Душанбе.