Начало 2014 года можно назвать весьма успешным в плане осуществления визитов из США в Таджикистан. Годовой план по развитию политического диалога, можно сказать, почти выполнен. За неполные два месяца Душанбе уважили визитами делегации разного уровня из заморской звездно-полосатой страны. Самыми интересными визитами, несомненно, являются по линии оборонного ведомства США. В январе 2014 года в столицу Таджикистана десантировался Командующий войсками специального назначения Центрального командования США (SOCCENT) генерал-майор армии США Микаель К.Нагата и в феврале 2014 года - Командующий сухопутными войсками Центрального командования США генерал-лейтенант Джеймс Терри.
Хотелось бы верить, что американские специалисты прибыли в Душанбе для того, чтобы подымать производительность сельскохозяйственных угодий и удоев молока. Но вряд ли. Высоких воинских чинов интересовали прагматические вопросы военно-политической обстановки в Афганистане и возможности создания условий безопасного вывода подразделений США и НАТО из Афганистана.
У Вашингтона не осталось другого выбора, как уговорить Душанбе принять положительное решение по вопросу создания логистической цепочки вывода своих войск и друзей союзников из ИРА по таджикской земле. Ни для кого не секрет, что в Военном комитете НАТО есть разработанные стандарты проведения любой военной, миротворческой или спасательной операции с участием войск альянса. Так вот в этих самых стандартах прописана необходимость наличия не менее трех вариантов надлежащего тылового обеспечения операции НАТО, будь она на суше или в водной среде. Если Альянс ввязался в операцию, то она должна быть выполнена на все 100 процентов. Поэтому логисты в штаб-квартире НАТО в Брюсселе разноцветными карандашами рисуют сразу несколько вариантов отвода войск США и НАТО из Афганистана. Один из таких маршрутов проходит по землям Таджикистана. Другие – узбекский сухопутный, и кыргызский – воздушный. Но вот незадача в том, что кыргызский вариант через базу «Манас» может вскоре закрыться. А внутриполитическая ситуация в Узбекистане в любой момент может кардинально измениться, то есть обрушиться.
Отмахнуться от дядек с большими генеральскими звездами официальному Душанбе вряд ли получится. Потому что в таком случае возникнет вполне осязаемая перспектива обострения ситуации на таджикско-афганской границе или, что еще хуже, угроза социальной революции. Американцы имели много возможностей, чтобы отточить свое мастерство проведения подобных мероприятий на Ближнем Востоке.
Создание логистических маршрутов США и НАТО в Таджикистане само по себе не является чем-то уж таким совсем принципиальным и сложным. Но открытие маршрута предполагает открытие логистической базы, как минимум одной. А это уже совсем другой военно-политический расклад.
Таджикистан является членом таких организаций как ОДКБ и ШОС. Договоренности в ОДКБ также как и в альянсе предполагают согласование своих внешнеполитических шагов с другими членами организации, если это касается вопросов военно-технического сотрудничества с третьими странами или региональной безопасности. Так вот, организация логистических маршрутов через Таджикистан не вступает в противоречие с договоренностями ОДКБ, но вот создание базы – это как минимум, вопрос для консультаций.
Согласно принципу «открытых дверей» дружить надо со всеми, но надо и меру знать. Если американцев запустить в Таджикистан, то они сделают все возможное чтобы здесь остаться надолго. А для небольшого Таджикистана наличие военных баз и других военно-технических сооружений иностранных государств удовольствие не из приятных.
Владимир Лисовский