На саммите в Бишкеке, состоявшемся 27 мая, представители ОДКБ обсудили возможную катастрофу после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году – военную угрозу, интенсификацию наркотрафика и нелегальной миграции.
Министры обороны стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), встреча которых прошла в понедельник в Бишкеке, озабочены выводом войск НАТО из Афганистана и намерены наращивать военный потенциал в регионе. Такое заявление сделал министр обороны председательствующей в этом году в уставных органах ОДКБ Киргизии генерал-майор Таалайбек Омуралиев.
«Киргизия будет стремиться к «повышению авторитета и престижа ОДКБ в мировом сообществе, наращиванию военного потенциала государств-членов ОДКБ в связи с предстоящим сокращением коалиционных войск в Афганистане», - цитирует Омуралиева агентство РИА «Новости».
Вывод международных сил содействия безопасности (МССБ) с территории Афганистана запланирован на 2014 год. Страны НАТО планируют оставить до 12 тысяч военнослужащих в стране и после 2014 года, передает РИА Новости. Альянс ведет с афганской стороной переговоры и рассчитывает, что сможет заключить новое соглашение, по которому силы НАТО и впредь будут находиться на территории страны. Несмотря на это, эксперты считают ситуацию после вывода войск непрогнозируемой и опасаются развития событий по катастрофическому сценарию.
Ситуация в Афганистане непростая, констатирует замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: у американцев нет определенных планов по обеспечению вывода войск и что будет после этого, они не знают, считает эксперт.
По его мнению, после вывода войск в 2014 году ситуация в Афганистане будет хаотичной, и это в первую очередь скажется на странах, граничащих с ним в Центральной Азии.
«В этом, безусловно, есть проблема для стран Центральной Азии, — полагает эксперт.— Причем, несмотря на все заигрывания США с этими странами, на прямой вопрос: «А вы нам поможете, если на нас талибы нападут?» с американской стороны было сказано: «Ну, вы же понимаете, у нас есть общественное мнение, которое вряд ли согласится, чтобы наши солдаты воевали за ваши интересы».
«Поэтому, безусловно, то, что повышение боеготовности сил ОДКБ в этих условиях, это не случайность или просто бряцание оружием, это насущная необходимость», — считает Жарихин.
Россия должна быть готова к оказанию помощи странам-участницам ОДКБ из Центральной Азии – Киргизии, Таджикистану и Казахстану, если того потребуют обстоятельства, полагает эксперт.
Оценить вероятность прихода талибов к власти после вывода войск в 2014 году сейчас сложно не только международным экспертам, но и тем наблюдателям, которые находится в самом Афганистане, отметил Жарихин.
Пока очевидно только, что, несмотря на вывод войск коалиции из Афганистана, военное присутствие США в этой стране будет в той или иной форме сохраняться, считает гендиректор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.
«И одновременно, судя по выступлению в Ташкенте и Астане помощника госсекретаря США Роберта Блэйка-младшего, американцы будут стремиться к тому, чтобы вовлечь в сферу военно-политического урегулирования конфликта после 2014 года страны Центральной Азии. Пока используя как инструмент собственного влияния такие точки, как центр транзитных перевозок в порту Актау и аэропорт «Манас», который, правда, в ближайшем будущем должен быть ликвидирован».
По мнению Власова, ОДКБ — это альтернативная модель безопасности, которая рассматривается участниками этой организации как «подушка безопасности», которая будет задействована не при прямой военной угрозе, но в случае прогнозируемого после 2014 года взрывного роста наркотрафика и нелегальной миграции с территории Афганистана, где проживают многочисленные таджикская и узбекская диаспора.
«По моему ощущению, ОДКБ готов к тому, чтобы переформатировать целый ряд направлений своей деятельности с учетом угроз, которые будут исходить с территории Афганистана», — отметил эксперт.
Впрочем, пока любые прогнозы остаются недостоверными, поскольку эксперты расходятся во мнении по поводу планов движения Талибан и судьбы режима Карзая после 2014 года, полагает Власов.
«Готовы ли талибы к экспансии через Паншер, или же Афганистан будет поделен между враждующими группировками, как это было в 1990-е годы до прихода талибов?», — рассуждает он. Если будет воплощен второй сценарий, тогда все силы противоборствующих сторон в Афганистане окажутся сосредоточены не на внешней экспансии, а на удержании собственных позиций внутри страны.
«Так или иначе, эти риски тоже надо учитывать, и роль ОДКБ должна быть намного более значимой», — подытожил Власов.