Кризис в мировой экономике, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, усилил уязвимость таджикских мигрантов и экономики Таджикистана.
Прогноз Всемирного банка
Всемирный банк в своем опубликованном 22 апреля докладе прогнозирует рекордное сокращение денежных переводов от мигрантов в новейшей истории. По оценкам организации, сокращение денежных переводов, связанное с падением заработной платы и занятости трудовых мигрантов, составит 20% в 2020 году. Если в 2019 году общий объем переводов от мигрантов составлял 554 млрд долларов, то в нынешнем году, переводы в страны с низким и средним уровнем дохода будут равны 445 мдрд долларов.
При этом страны Центральной Азии в докладе отмечены как «зависящие от денежных переводов мигрантов», которые «особенно выиграли от восстановления экономической активности России». Тем не менее, авторы отмечают, что в 2020 году из-за совокупного воздействия пандемии коронавируса и падающих цен на нефть, переводы в страны Центральной Азии сократятся на 28%. «Крупнейшие производители нефти в регионе Россия, Азербайджан и Казахстан, как ожидается, столкнутся с дефицитом бюджета, растущим давлением на свои валюты и возможной рецессией. В частности, высокая зависимость от денежных переводов из России, скорее всего, усилит влияние негативных внешних шоков на такие центральноазиатские экономики, как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан", - подчеркивается в докладе.
Ситуация в России
Начиная с понедельника, на мировом рынке, наблюдается стремительное падение цен на нефть. Стоимость нефти Brent опустилась ниже 16 долларов, а нефть российской марки Urals достигла отметки уровня 1998 года. Эта стоимость вдвое ниже той, которая заложена в российском бюджета – 42,4 доллара. При такой цене, расходы финансируются за счет Фонда национального благосостояния, который накапливает средства, в период, когда стоимость нефти выше 42 долларов.
Русская служба Би-би-си со ссылкой на банк «Нордеа» пишет, что российский рубль укрепится в долгосрочной перспективе после восстановления сырьевых котировок вслед за снятием карантинных мер и восстановлением экономики. По прогнозам банка, курс доллара в России в ближайшие три месяца составит 69 рублей за доллар и 76,6 за евро.
Между тем, мигранты в России беспокоятся не столько из-за падения рубля, сколько из-за отсутствия возможности работать и получать деньги.
Сложности мигрантов
Таджикский мигрант Рахим последние пять лет работает парикмахером в салоне красоты. «Больше месяца, как у меня нет работы вообще, сижу на шее родственников и друзей. Не могу помочь не только семье, но и самому себе. Если так будет продолжаться, лучше вернуться домой, чем оставаться тут», - говорит молодой мигрант.
Ведение карантинных мер в России из-за вспышки коронавирусной инфекции привело к сокращению объема производств и снижению спроса на мигрантов, говорит заведующий отделом экономических исследований Института стран СНГ Аза Мигранян. По ее словам, наибольшие потери несут занятые в сфере услуг, активность которой оказалась замороженной. «Тем не менее, на сегодняшний день спад не столь ощутим, поскольку нет тотального закрытия. Есть частичная приостановка, которая компенсируется другими отраслями. Например, если говорим о строительном секторе, где строительство объектов ЖКХ и культурного значения приостановилось, то по всей стране активно строятся учреждения здравоохранения. Частично какая-то компенсация происходит», - отмечает эксперт. Потребность в мигрантах, отмечает она, увеличивается и в сфере ЖКХ, где требуется дополнительная рабочая сила для проведения санитарных мероприятий.
Как ситуация отражается на Таджикистане?
Тем временем, как пишет « Известия» со ссылкой на систему денежных переводов «Юнистрим», объем переводов из России в зарубежные страны в марте 2020 года снизился на 11%. В то же время издание сообщает, что переводы из стран СНГ в Россию по сравнению с январем увеличились на 47%. Лидерами по переводу средств в Россию являются Армения, Казахстан и Таджикистан. Указанный рост издание объясняет поддержкой родственников из-за рубежа.
В 2019 году общий объем денежных переводов физических лиц из России в Таджикистане составил 2 млрд 576 млн долларов, что составляет около 33% ВВП республики. В этом году очевидно такого объема ожидать не стоит.
«Снижение денежных переводов негативно отразится на доходы населения, а следовательно увеличит долю людей находящихся за чертой бедности в стране. Помимо этого, меньше переводов означает меньше притока иностранной валюты а, следовательно, увеличивается нагрузка девальвации таджикского сомони», - объясняет экономист Назарали Назаралиев. В числе рисков, помимо девальвации национальной валюты, эксперт называет:
- увеличение цен на продовольственные и промышленные товары и риск их поставок в страну;
- снижение цен и спроса на экспортируемые Таджикистаном товары – хлопок, алюминий, рудные метали;
- возможное ухудшение состояния банковской активности из-за расходов на здравоохранения и недополученных доходов от налоговых и таможенных поступлений.
Это мнение частично разделяет и другой экономист, научный сотрудник Института экономики АН Таджикистан Шамсиддин Джалолов, который отмечает, что негативные последствия на себе уже ощущают совместные российско-таджикские предприятия и таджикский экспорт в целом. «Один из экспортеров цемента из-за транспортных ограничений не может поставлять свою продукцию за рубеж. Кроме того, сократился объем импорта товаров первой необходимости, что привело к увеличению цен на рынке и нагрузку на бюджет семей»,- говорит Джалолов.
Надежда на помощь
Тем не менее, по его словам, правительство Таджикистана контролирует ситуацию и учитывает все явления на рынке, а для разрешения проблемы уже получила финансовую помощь от партнеров.
Карантинные меры в Таджикистане не введены, поскольку в стране официально не зарегистрированы случаи заражения коронавирусом COVID0-19. Но помощь для борьбы с экономическими последствиями пандемии республика начала получать.
В частности, совет директоров Всемирного банка сообщил о том, что выделит Таджикистану грант в размере $11,3 млн. для финансирования Программы экстренного реагирования на коронавирусную правительство США выделило 866 тыс. долларов, германия выделила 1 млн. евро, Азиатский банк развития – 100 тыс. долларов. Евросоюз обещал предоставить помощь в размере 78 млн евро. 48 млн. евро из них грант, 30 млн. – кредит. Более того, МВФ недавно заявил о немедленном облегчении долга 25 беднейшим странам, в частности Таджикистану. Это означает предоставление этим странам безвозмездной помощи на общую сумму в $500 млн.
В Таджикистане принят «План мероприятий о предотвращении воздействия потенциальных рисков пандемии коронавируса на национальную экономику» где указано, что правительство предоставит налоговые льготы малому и среднему бизнесу и отсрочку неналоговых проверок. Однако о каких именно льготах идет речь, пока неизвестно. Более того, согласно закону о бюджете на 2020 год налоговые поступления должны были составить 1,7 млрд долларов или на 10 % больше 2019 года. Каким образом будет восполнен дефицит в указанном объеме также неизвестно.
«Альтернативой для снижения бремени от сокращения денежных переводов являются меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Особое внимание необходимо обратить на отрасли, имеющие более высокий экспортный потенциал. Сейчас как никогда особую актуальность приобретает ускорение реформ в налоговой и сельскохозяйственных отраслях. В случае их успешного выполнения, стране удастся смягчить отрицательное влияние сокращения денежных переводов на экономику в среднесрочной перспективе», - полагает экономист Назарали Назаралиев.