В кредитных организациях считают новые требования Нацбанка неправомерными, так как они противоречат законодательству страны более высокой юридической силы.
Национальный банк Таджикистана ограничил инвестиционную деятельность кредитных организаций. Микрокредитные организации и фонды теперь не имеют право иметь долю в другом бизнесе, а банки – в незначительном объеме. Кредитные организации считают эту инициативу регулятора неправомерной.
Министерство юстиции в конце декабря зарегистрировало принятую НБТ инструкцию «О требованиях к инвестициям кредитных организаций в капитал других юридических лиц», то есть документ с началом наступившего года получил законную силу.
«Микрокредитным организациям и микрокредитным фондам запрещается осуществлять инвестирование в акции (доли) и облигации, конвертируемые в акции (доли), других юридических лиц, в том числе, других кредитных организаций и иностранных юридических лиц», - говорится в инструкции.
Другими словами, эти организация теперь не могут иметь долю в другом бизнесе. С имеющейся доли в других компаниях таким организациям поручается расстаться в трехмесячный срок.
«Микрокредитные организации и микрокредитные фонды, которые обладают инвестициями в ценные бумаги и доли в различных юридических лицах, до вступления в силу настоящей Инструкции, должны в течение трех месяцев продать их не связанным лицам», - отмечается в документе.
При этом подчеркивается, что указанный срок с учетом обоснованных причин может быть продлен, но не на более чем шесть месяцев.
Банкам новые требования позволяют иметь доли в других компаниях, но не более 10% от своего регулятивного капитала.
Регулятивный капитал (собственные средства) банка представляет собой денежные средства, внесенные учредителями (акционерами) банка, и средства, образованные в процессе деятельности банка. Однако банкам разрешается владеть ценными бумагами и долей в других компаниях, если они получены ими в качестве залогового обеспечения вместо просроченного кредита.
Противозаконные требования?
Между тем, в кредитных организациях считают новые требования Нацбанка неправомерными, так как они противоречат законодательству страны более высокой юридической силы.
Однако возражать регулятору из-за опасения потерять свою лицензию кредитные организации не хотят.
Представители некоторых организаций на условиях анонимности отметили в частности, что запрещение микрокредитным фондам заниматься иным бизнесом расходится с нормами Гражданского кодекса страны: В статье 130 (пункт 2) этого Кодекса говорится, что «Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общеполезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них».
Более того, новые требования НБТ, обязывающие микрокредитных организаций и фондов в трехмесячный срок продать свою долю в других компаниях (касается ЗАО) «не связанным лицам» противоречить закону «Об акционерных обществах».
В статье 6 (пункт 3) этого закона говорится, что «акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущество на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого акционерного общества, по цене, предложенной другому лицу. Уставом акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право акционерного общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций».
Самое же главное, отметил источник, проект инструкции НБТ не был согласован с кредитными организациями, как того требует закон «О нормативных правовых актах».
Порядок согласования проекта нормативного правового акта
Проекты общеобязательных нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов, органов при Президенте Республики Таджикистан, органов при Правительстве Республики Таджикистан, Национального банка Таджикистана и Агентство по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Республики Таджикистан, местных органов государственной власти и органов самоуправления поселков и сел, согласовываются с заинтересованными органами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями.
(Статья 62 закона «О нормативных правовых актах»).
Исходя из указанных противоречий законодательным актам, обладающие более высокую юридическую силу, в кредитных организациях считают инструкцию НБТ нелегитимной.
Система нормативных правовых актов РТ
В систему нормативных правовых актов Республики Таджикистан входят:
- Конституция Республики Таджикистан;
- законы, принятые путем всенародного референдума;
- международные правовые акты, признанные Таджикистаном;
- конституционные законы;
- кодексы, законы;
- совместные постановления Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
- постановления Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
- указы Президента Республики Таджикистан;
- постановления Правительства Республики Таджикистан;
- распоряжения министерств, органов при Президенте Республики Таджикистан, органов при Правительстве Республики Таджикистан, а также решения государственных комитетов и Национального банка Таджикистана, Национального банка Таджикистана и Агентства по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Республики Таджикистан.
- постановления Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе;
- постановления председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе;
- постановления Маджлисов народных депутатов городов и районов;
- постановления председателей городов и районов;
- постановления органов самоуправления поселков и сел.
Порядок размещения нормативных правовых актов определяет их юридическую силу.
(Статья 9 закона «О нормативных правовых актах)
К чему бы такая спешка?
Специалисты опасаются, что новые требования Нацбанка приводят к разорению многих микрофинансовых организаций, которые умудряются как-то выживать в кризисных условиях.
«МФО на фоне замедленного развития банковского сектора стремительно развивались, привлекали зарубежные инвестиции - инвестиции из Европы и США, не китайские. Как известно, привлечение западных инвестиций требует определенных стандартов работы, прозрачности, сильного корпоротивного управления», - подчеркнул сотрудник одной из таких организаций, который не хотел афишировать свое имя.
Он не понимает спешку, с которой Нацбанк добывается продажи доли микрокредитных организаций и фондов. «Почему в такие короткие сроки, чем обусловлена эта спешка?», - вопрошает он.
По мнению специалиста, сложно найти этому другого объяснения, кроме того, что нормативный акт разработан в интересах определенных лиц, которые рассчитывают получить продаваемые доли микрофинансовых организаций практически за бесценки.
«Скорее всего, эти лица уже известны. Когда прижмет время, они объявятся и скупят. А МФО, чтобы сохранить остатки своих активов согласятся на любые условия», - заключил он.
Пусть занимаются своим делом
В НБТ заявляют, что Инструкция была принята «с целью обеспечения стабильности банковской системы и предотвращения увеличения рисков».
Специалисты Нацбанка отмечают, что регулирование инвестиционной деятельности является общепринятой международной практикой, и центральные банки многих стран уже приняли такого рода нормативно-правового документа.
«Основная функция микрофинансовых организаций - это обеспечение населения финансовыми ресурсами, посредством предоставления кредитов, и заниматься другой деятельностью, в том числе инвестиционной, не соответствует принципам микрофинансирования.
Поэтому микрокредитным организациям и микрокредитным фондам согласно принятой инструкции запрещено заниматься инвестиционной деятельностью, а денежные средства, которые поступят от продажи акций и доли других юридических лиц, микрокредитные организации должны направить на увеличение микрокредитования, особенно в дальние районы республики»,-говорится в ответе Нацбанка.
Относительно срока продажи микрофинансовыми организациями доли в других компаниях в комментариях НБТ говорится, что «представители соответствующих кредитных организациях не до конца изучили Инструкцию. Согласно требованиям указанной Инструкции микрокредитные организации и микрокредитные фонды, которые обладают инвестициями в ценные бумаги и доли в различных юридических лицах, должны в течение трех месяцев продать их не связанным лицам.
Национальный банк Таджикистана имеет право продлить данный срок с учетом обоснованных причин, представленных кредитной организацией, но на срок не более чем шесть месяцев, и такие Отведенные сроки микрофинансовым организациям для продажи своих инвестиций в другом бизнесе в регуляторе считают «достаточными».
По поводу информации об инвестициях микрокредитных организаций и фондов специалисты НБТ советуют обратиться непосредственно к самым этим организациям.
«Национальный банк Таджикистана не может без разрешения кредитных организаций распространять информацию такого рода», - подчеркивается в ответе регулятора.
Отметим, что в Таджикистане действуют 36 микрокредитных организаций и фондов.
Относительно правомерности принятой Инструкции в НБТ заявили:
В Национальном банке Таджикистана считают, что Инструкция «принята на законных основаниях, прошла весь процесс, предусмотренный нормативно правовыми актами, и не противоречит нормам законодательства».
В регуляторе отмечают, что документ принят на основе законов, имеющих особенный предмет регулирования и он не противоречит Гражданскому кодексу:
«Согласно статье 1 Закона РТ «О микрофинансовых организациях», микрокредитный фонд - некоммерческое юридическое лицо, созданное в порядке, установленном настоящим Законом, в целях предоставления микрокредитов.
Согласно статье 20 вышеназванного закона, микрокредитная организация и микрокредитный фонд осуществляют следующие банковские операции: предоставление микрокредитов; заключение форвардных и своп контрактов для себя.
Согласно статье 84 Закона РТ «О нормативных правовых актах», ннормативный правовой акт одного уровня обладает юридическим преимуществом по отношению к нормативному правовому акту этого же уровня при наличии противоречий в случае, если предмет регулирования этого нормативного правового акта является особенным по отношению к другому нормативному правовому акту, который является общим».
В Нацбанке подчеркивают, что Гражданский кодекс имеет общий характер регулирования, а Закон «О микрофинансовых организациях» имеет особенный характер регулирования и в данном случае действуют нормы этого закона.
В регуляторе уверяют, что свои нормативно правовые акты всегда согласовывают с кредитными организациями, через Ассоциации микрофинансовых организаций Таджикистана и Ассоциации банков Таджикистана. «Соответствующее письмо было направлено в вышеназванные организации, а текст проекта данной Инструкции был опубликован на сайте НБТ. Некоторые кредитные организации предоставили свои предложения, и НБТ с учетом поступивших предложений доработал и утвердил Инструкцию», - заключают в Нацбанке.
Какой бизнес имеют банки?
Между тем, на сайте НБТ в открытом доступе находится список инвестиций банков в других компаний и организаций.
Оказалось, что 7 из 18 банков страны занимаются также другим бизнесом, кроме банковского дела.