Налоговый Комитет при правительстве Таджикистана назвал топ-10 лучших предприятий и организаций-налогоплательщиков.
Лучшие предприятия, компании и организации – налогоплательщики были объявлены 2 октября на торжественном церемонии в Душанбе. В топ-10 вошли государственные «Цементи Точик», «Амонатбанк», «Международная президентская школа», «Таджикаэронавигация, а также ОАО "Сангтудинская ГЭС-1", компания «Мегафон», Таджикско Американское ООО «Совместное предприятие «Анзоб», “Халик Банк Таджикистан», “Мегаполис Таджикистан» и ООО «Бехдошти» (одна из «дочек» компании "Фароз”).
«Все эти предприятия, компании и организации добросовестно выполняют налоговое законодательство и вносят весомый вклад в развитии экономики», - говорится в сообщении пресс-службы Налогового комитета Таджикистана.
Однако, как заметили эксперты, в топ-10 в этому году не вошли крупные промышленные предприятия и компании Таджикистана. К тому же, среди лучших были названы компании и предприятия, до недавних пор считающиеся злостными неплательщиками налогов. К примеру, в 2016 году в результате проверки со стороны налоговиков компания «Мегафон» была оштрафована на 155 млн сомони. Среди злостных неплательщиков налогов числилось и ОАО "Сангтудинская ГЭС-1". В этом году, как заметили эксперты, лучшими стали предприятия, компании и организации «меньшего калибра». «Международная президентская школа», к примеру, ежегодно платит налоги в размере 5 млн. сомони ($500 тыс.). В список «честных налогоплательщиков» не попали и таджикско-китайские СП.
Топ-10 лучших налогоплательщиков Таджикистана составляется с 2009 года. Налоговый комитет при правительстве Таджикистана ежегодно обнародует и список безответственных налогоплательщиков. Таковых в Таджикистане в настоящее время не менее 2,5 тыс., сообщают таджикские налоговики. Масуд Собиров, таджикский экономист, считает, что составлением топ-10 Налоговый комитет хочет показать активность налогоплательщиков. «Сегодня все недовольны высокими налогами, многие компании и предприятия закрываются именно из-за налогового бремени и это их протест», считает он.
Высокие налоги, сложные налоговые процедуры и чрезмерные проверки регулярно критикуются в Таджикистане. Таджикские бизнесмены сетуют, что это одна из причин, по которой их бизнес не развивается. В то время как налоговые и финансовые органы страны заявляют, что целью нового Налогового кодекса является развитие предпринимательства и привлечение инвестиций, некоторые обозреватели считают, что целью поправок является пополнение государственной казны и поиск новых способов сбора налогов.
Новый Налоговый кодекс должен быть подготовлен к сентябрю 2020 года. Налоговая система Таджикистана не раз подверглась критике со стороны ряда иностранных и международных организаций. В этом году Таджикистан попал в девятку стран с самой высокой налоговой нагрузкой в исследовании "Paying Taxes 2019" (Налогообложение в 2019 году), которое проводит аудиторская компания PricewaterhouseCoopers в сотрудничестве со Всемирным банком. По результатам исследования, общая налоговая ставка Таджикистана составляет 67,3%, что вдвое больше, чем в других странах Центральной Азии и Восточной Европе.
Однако власти Таджикистана не согласны с критикой и утверждают, что процесс подготовки Налогового кодекса проходит с участием местного населения. На днях рабочая группа Минфина Таджикистана, разрабатывающая поправки к Налоговому кодексу, сообщила, что поступило свыше 200 пожеланий и предложений от налогоплательщиков.
Тем временем, таджикские предприниматели жалуются на слишком сложные налоговые процедуры - некоторые налоги дублируют друг друга, а во многих используется практика разных налоговых ставок на одни и те же товары, говорят они. Многие недовольны и слишком высокими налогами для тех бизнесов, которые пытаются работать легально. Общий размер государственных поборов в Таджикистане превышает 65%, из которых более 30% приходится на второстепенные и мелкие налоговые отчисления.
Ислом Рахимов, таджикский предприниматель, утверждает, что многие бизнесмены стараются скрывать свои доходы в связи с высокими налоговыми ставками. "Мягко говоря, не в восторге от наших налогов и иностранные бизнесмены. Когда я рассказал своему потенциальному иностранному партнеру о налогах, которые ему предстоит платить, он возмутился и сказал: «Что, я должен работать только для пополнения казны Вашей страны?" Иностранец отказался от сотрудничества", говорит Рахимов.