Проблемы налогов сегодня являются одними из актуальных для широких слоев населения. С переходом от административно-плановой к рыночной экономике налоги превратились в нашем обществе в реальный рычаг воздействия государства на экономическую жизнь общества.
Изменяя налоговую политику, используя налоговый механизм, то есть изменяя налоговые ставки, способы и сроки налогообложения, устанавливая налоговые льготы, государство может в определенных пределах стимулировать экономическое развитие.
В связи с подготовкой проекта Налогового кодекса в новой редакции налоговая тематика всё больше выходит на первый план, и в принципе это нормальное явление, потому что по своей природе налоги и налогообложение касаются всех слоёв общества. Такое положение отвечает и поручению Президента страны о привлечении к обсуждению проекта Налогового кодекса в новой редакции как можно более широкого круга специалистов, экспертов, предпринимателей и других налогоплательщиков.
Всё это очень позитивно. Однако, как показывает обзор публикаций на налоговую тематику, здесь, к сожалению, много негативных моментов. Потому что в сущности в этих публикациях всё сводится только к однобокой критике существующей налоговой системы и готовящегося проекта Налогового кодекса в новой редакции. Естественно налоговые органы не против критики, и более того, в последние годы они довольно самокритичны. По нашему мнению, во-первых, критика (как бы банально это не звучало) должна быть всё-таки конструктивной. А во-вторых, не следует забывать, что, образно говоря, есть и обратная сторона медали, есть факты, другие цифры, есть реальная (даже с нашей собственной точки зрения всё ещё недостаточная, но направленная на реальное улучшение «налоговой среды») ежедневная работа.
Одной из излюбленных тем авторов, пишущих о налогах, является тема о налоговом бремени, точнее о якобы тяжелом налоговом бремени в нашей республике. Однако, при комплексном рассмотрении проблемы, сразу становится ясно, что не так страшен чёрт, как его малюют, а именно налоговое бремя не такое тяжёлое, как о нём пишут, и оно не имеет пропорциональную зависимость от количества налогов (это как раз один из главных аргументов авторов), так как давно известно, что налогоплательщик независимо от количества налогов уплачивает только те налоги, по отношению к которым у него возникает обязательство их уплаты. В Таджикистане отдельные эксперты и представители ассоциаций поддержки предпринимательства нередко пишут о налоговом бремени в размере 80-85 процентов. Однако, по данным налоговых органов, на самом деле налоговое бремя совсем другое, например, в среднем в банковской сфере - 12%, в отраслях связи 25%, транспорта – 10%, гостиничного бизнеса 20%, в сфере малого и среднего предпринимательства - 5-6%. Реальная картина существующего налогового бремени способна сразу же развеять мифы о якобы чрезмерно большом количестве налогов и чрезмерно высоких ставках налогов, приводящих к высокому налоговому бремени.
В соответствии с данными, представленными сторонами в рамках сотрудничества в ЕврАзЭС, удельный вес налогов, собираемых налоговыми органами в 2010 году в объёме ВВП в России составляет 17,2%, в Казахстане - 24,9%, в Беларуси - 33,4%, а в Республике Таджикистан - 11,9%. Эти данные дополняют картину о несостоятельности утверждений о высоком налоговом бремени в Таджикистане.
Вместе с тем, налоговые органы, обладающие правом в рамках своих полномочий принимать участие в определении налоговой политики, не являются ярым сторонником большого количества налогов и высоких налоговых ставок. Более того, налоговые органы больше других заинтересованы в том, чтобы налогоплательщики как можно комфортнее себя чувствовали при осуществлении своей предпринимательской деятельности, их число росло, их бизнес расширялся. Поэтому налоговые органы в рамках своих полномочий стремятся к тому, чтобы максимально содействовать развитию производства, предпринимательства, образованию новых рабочих мест и в целом повышению уровня благосостояния населения.
Ибо только при таких условиях появляется реальная возможность увеличения доходной части бюджета и выполнения со стороны налоговых органов их обязательств по сбору намеченных средств для государственной казны. Поэтому руководство Налогового комитета сильно заинтересовано также в создании такой среды, которая стимулировала бы рост инвестиций, причём как внутренних, так и внешних.
На сегодняшний день национальная налоговая система Таджикистана, как показывают итоги сравнительного изучения налоговых систем государств СНГ, да и некоторых государств дальнего зарубежья, достаточно либеральна и выполняет не только фискальную, но и другие, в том числе регулирующую и стимулирующую функции.
Вместе с тем, никто не отрицает необходимости совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования.
Более того, реформа налогового администрирования и налогового законодательства является одним из приоритетных направлений экономических реформ Правительства Республики Таджикистан. Ситуация Правительством была правильно оценена - без всеобъемлющей программы реформ налоговая система в нынешнем её состоянии не совсем способна поддержать дальнейшее увеличение сбора налогов, диктуемое необходимостью решения насущных общественно-политических и экономических проблем. Осуществление программы позволит повысить потенциал налоговых органов, внедрить современную и прозрачную практику ведения бизнес-процессов и облегчить добровольное выполнение налогового обязательства большинством налогоплательщиков. Исходя из непреложной истины о том, что реформу в целом, в том числе налоговую реформу следует проводить не наскоками, а планомерно и поэтапно, по поручению Правительства и в соответствии с рекомендациям Всемирного банка и МВФ была разработана Программа развития налогового администрирования на 2011-2015 годы, утвержденная соответствующим постановлением Правительства от 3 декабря 2010 года. Естественно, что Разработка государственной Программы развития налогового администрирования служит свидетельством заинтересованности Правительства в модернизации налоговой системы.
Программа направлена на реформирование, модернизацию и упрощение налогового администрирования в соответствии с национальной стратегией развития на 2012-2015 годы. Следует учесть, что Налоговый комитет является лишь одним звеном центральных органов исполнительной власти, и поэтому успех в улучшении его деятельности, или успех реформы налогового администрирования обусловлен в целом успехом реформы остальных звеньев центральных органов исполнительной власти и прежде всего экономического блока в целом.
Необходимо установить между налоговыми органами и налогоплательщиками настоящие партнёрские отношения. Следует улучшить администрирование налогов, установить с налогоплательщиками конструктивный диалог, повысить уровень доверия друг другу, для чего важна их соответствующая позиция. В первую очередь, мы хотим установить партнёрские отношения с дисциплинированными налогоплательщиками, параллельно расширяя разъяснительную работу среди всех налогоплательщиков, предпринимать меры для того, чтобы налогоплательщики не доводили дело до применения к ним принудительных мер взыскания сумм налогов и обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством.
К сожалению, знания большинства налогоплательщиков налогового законодательства и ведения учёта всё ещё оставляют желать лучшего. Такое положение приводит отчасти к тому, что налоговые проверки растягиваются на достаточно долгий срок, что связано с тем, что зачастую проверяющему приходится вместе с налогоплательщиком восстанавливать учёт и отчётность. Кстати, о налоговых проверках, о чём тоже нередко пишут, и как правило в негативных тонах. К сожалению, не принимается во внимание тот факт, что ежегодно налоговые органы в состоянии охватить налоговыми проверками лишь 3-4 процента налогоплательщиков, находящихся на их учёте (в 2011 году - 3,4%). То же самое относится и к повторным налоговым проверкам - их количество ничтожно мало, и, например, в 2011 году составило всего 48 проверок, проведение которых в большинстве (более 90%) случаев было инициировано правоохранительными органами. Тем не менее, налоговым органам удалось создать устойчивую тенденцию уменьшения повторных проверок и поэтому в дальнейшем их будет ещё меньше.
Контрольная работа налоговых органов свидетельствует о том, что налогоплательщики до сих пор очень часто нарушают налоговое законодательство. За 2010-2011 годы были проверены 53 «липовые» фирмы, т.е. фирмы, деятельность которых не имеет экономической сущности, и в результате было доначислено 37 млн. сомони, из которых удалось взыскать в пользу бюджета только 1,8 млн. сомони, потому что, как правило, такие фирмы оформлены на подставных лиц и в своём активе не имеют необходимых средств. Таким образом, они приносят государственной казне невосполнимый ущерб.
В целях упорядочивания проведения налоговых проверок, и стимулирования добросовестных налогоплательщиков, разработаны и Приказом Налогового комитета установлены 18 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор субъектов для выездных налоговых проверок и в соответствии с которыми в план выездных проверок включаются налогоплательщики в основном только при наличии в их действиях признаков схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств.
Критерии эти общедоступны и размещены на интернет-сайте Налогового комитета. Поэтому у каждого есть возможность самостоятельно определить, попадает он в зону риска или нет, и в случае необходимости корректировать свое поведение относительно исполнения налоговых обязательств.
В связи со всем этим, и с учётом достаточно высокого авторитета ассоциаций поддержки предпринимательства, других ассоциаций и объединений, представляется, что было бы целесообразно, если они активнее включались бы в процесс обучения налогоплательщиков, совершенствования их знаний относительно ведения учёта, налогового законодательства и просто правильного ведения бизнеса, а не настраивать их к месту и не совсем, против действующего законодательства.
Потому что не может быть абсолютно совершенного законодательства, в том числе налогового. Часто в качестве образца приводят Грузию. Да, опыт Грузии интересен, и во многом поучителен. Но, опять - таки есть обратная сторона медали, которая должна учитываться при таких сравнениях. Налоговые органы Таджикистана давно заинтересовались опытом Грузии, и при первой возможности туда были отправлены наши специалисты, которые на месте изучили грузинскую налоговую систему. С первого взгляда там действительно небольшое количество налогов - всего шесть, но каким путём это достигнуто - при близком знакомстве выяснилось, что было использовано и механическое объедение налогов (в чём обвиняют авторов проекта Налогового кодекса Республики Таджикистан в новой редакции): объединили земельный налог, налог на недвижимое имущество и налог на транспортные средства в один и назвали налогом на имущество. Поэтому вызывает, мягко говоря, недоумение, когда применение одного и того же метода в одном государстве приветствуется, а у нас самых порицается. Или другой пример: налог на недропользователей. В Грузии в перечне налогов такого налога нет. Но как платеж в пользу государства за использование недр существует, и просто включён в список прочих платежей.
Можно приводить и другие примеры. Но опять – таки, напоминая об обратной стороне медали (и не умаляя заслуг грузинских реформаторов), не следует забывать, что успех грузинских реформ во многом был предопределён внушительной финансовой поддержкой международных финансовых институтов, которая до сих пор продолжается. Также указывая на факторы, способствовавшие успеху реформ в Грузии, следует подчеркнуть, что реформой там были охвачены все государственные структуры, т.е. реформа была проведена комплексно.
Отнюдь не в целях самовосхваления, а для информации и в дополнение к тому, что было выше сказано, можно констатировать следующее.
В последние два-три года налоговыми органами проведена довольно большая работа:
- в несколько раз увеличилось количество и качество разъяснительной работы;
- разработан, принят и введён Единый государственный стандарт обслуживания налогоплательщиков. В целях практического его внедрения по всей Республике были проведены семинары с налогоплательщиками;
- фактически за счёт собственных средств разработаны и внедрены 6 компьютерных программ;
- за короткий срок разработана законодательная база и организована государственная регистрация субъектов хозяйствования по принципу «Единое окно»;
- подготовлена законодательная и программная база для электронной подачи налоговых деклараций;
- открыт и обновлён сайт Налогового комитета, в нём предусмотрен «личный кабинет» налогоплательщика, с помощью которого налогоплательщик может ознакомиться с состоянием своей лицевой карточки. На сайте размещаются вновь принятые налоговые нормативно - правовые акты, приказы и методические указания Налогового комитета;
- организован Call centre и многое другое.
Вот наверное, обратная сторона медали, а может быть часть первой её стороны…
Важно правильно понять позицию налоговых органов, идти на диалог с ними (а не на противостояние), подсказать пути улучшения налоговых отношений и, таким образом, способствовать общему делу улучшения предпринимательской среды.
И в заключении несколько слов о процессе подготовки проекта Налогового кодекса в новой редакции. Прежде всего отрадно, что налогоплательщики активно включились в процесс, представляя в той или иной форме свои предложения, которые были тщательно изучены со стороны Рабочей группы, созданной в Налоговом комитете. Предложения были сгруппированы и переданы для дальнейшего рассмотрения и принятия решения в правительственную Рабочую группу. Многие предложения учтены в существующем проекте Налогового кодекса, другие предложения находятся на стадии рассмотрения. Налоговые органы в рамках своих полномочий стараются, чтобы сократилось число налогов, представляемых налоговых деклараций, чтобы исключить из текста противоречия и двусмысленности, чтобы текст Налогового кодекса в новой редакции был написан, насколько это возможно, доступным языком, так как доступный Налоговый кодекс не только способствует правильному его пониманию налогоплательщиками, но также упростит налоговое администрирование, и соответственно облегчит деятельность налоговых органов.