В 2016 году, по сравнению с 2012 годом, затраты бизнеса на соблюдение требований налогового законодательства в Таджикистане сократились на $8 млн. в годовом выражении.
IFC, входящая в Группу Всемирного банка, при финансовой поддержке правительства Швейцарии и министерства по международному развитию Великобритании (DFID) провела исследование по оценке затрат бизнеса на выполнение налогового законодательства Республики Таджикистан в 2012, 2014 и 2016 годах.
Результаты исследования показали, что за последние несколько лет административная нагрузка, связанная с выполнением налоговых обязательств, сократилась. Если в 2012 году один налогоплательщик затрачивал, в среднем, 33 рабочих дня на соблюдение налогового законодательства, то уже в 2016 году временные издержки сократились до 21 дня (или на 36%), что привело к ежегодной экономии всеми налогоплательщиками страны около $8 млн.
Снижение затрат бизнеса на соблюдение налогового законодательства обусловлено сокращением времени на введение налогового учета и подачу отчетности, что, в немалой степени, стало возможным благодаря реализации программы по переводу налоговых деклараций в электронный формат, которая начала внедряться Налоговым Комитетом Таджикистан с 2012 года.
Только в результате внедрения электронной системы подачи деклараций, временные затраты налогоплательщиков на поездки в налоговые органы сократились более чем в два раза в 2016 году в сравнении с 2012 годом. Спрос на новый формат подачи налоговой отчетности существенно превышает существующий охват пользователей.
Основной причиной отказа от электронного декларирования является просто отсутствие технической возможности. Почти половина налогоплательщиков, которые не использовали электронную формы подачи отчетности, не имели компьютеров либо доступа к интернету.
Опрошенные налогоплательщики в наибольшей степени оценили такие качества работы сотрудников налоговых органов, как их квалификация, профессионализм и вежливость.
Данная инициатива проводится в рамках Проекта IFC по улучшению налогового администрирования в Центральной Азии, входящего в Глобальную Программу Группы Всемирного банка по вопросам торговли и конкурентоспособности.