800 млн сомони, или четверть из 3 млрд 320 млн сомони, выделенных правительством Таджикистана для улучшения финансовой ситуации и спасения от банкротства двух банков «Агроинвестбанка» и «Точиксодиротбанка», пошла на возврат сбережений населения.
Остальные средства потрачены на уплату налогов и другие расходы государства. Как отмечают некоторые бывшие банковские служащие, деньги просто перекочевали из кармана в карман государства.
Джамшед Нурмухаммадзода, председатель Национального банка Таджикистана, сказал на недавнем заседании нижней палаты парламента страны о том, что если бы государство выделило дополнительные 2 млрд 100 млн сомони, то проблема банков была бы решена.
В феврале этого года государство поддержало «Агроинвестбанк» и «Точиксодиротбанк», выделив соответственно 1 млрд 70 млн и 2 млрд 250 млн сомони. И хотя выступление Нурмухаммадзода в парламенте не касалось банковского кризиса, но вопросы от спикера и депутатов были именно о наболевшем.
Председатель нижней палаты парламента Шукурджон Зухуров сказал, что получает жалобы людей, так и не вернувших свои вклады. Он обратился к главе Нацбанка: «Вы говорили, что с поддержкой государства проблемные банки преодолеют кризис, а вкладчики смогут вернуть свои сбережения. Проанализируйте, как были истрачены средства и сколько еще вкладов осталось вернуть населению».
Нурмухаммадзода частично винит в сложившейся ситуации и клиентов банка, которые не вернули свыше 50% банковских кредитов. Тем не менее Зухуров дал главе Нацбанка две недели, чтобы предоставить полную информацию о ситуации в банковской сфере и подсчитать, какая сумма вкладов населения осталась в местных банках.
Анвар Камолов, экономист, имеющие многолетний опыт в международных финансовых структурах, говорит, что в ситуации кризиса государство и банки должны, в первую очередь, учитывать интересы простых вкладчиков. Он привел в пример финансовый кризис в США в 2008 году, отметив, что средства государственной помощи банкам первоочередно были направлены на возвращение вкладов населения.
«Интересы вкладчиков должны быть для банка на первом месте, потому что нет ничего важнее доверия клиентов. Но в Таджикистане мы видим обратную ситуацию. Власти выделили на поддержку банков свыше 3 млрд сомони, но по сути эти деньги были направлены больше на решение государственных проблем. Становится очевидным, что ¾ средств была направлена на уплату налогов, остальное – пошло на уплату обязательных платежей и вновь в карман государства», - сказал экономист.
С началом независимости банки Таджикистана работали в сложных условиях. В 2000-х годах после окончания гражданской войны население еще не торопилось хранить свои сбережения в банках. И лишь с середины 2000-х годов вкладчики начали понемногу доверять банкам и открывать депозиты в кредитных учреждениях.
Маркетолог Ифтихор Азимов говорит, что «сейчас вкладчики опасаются, они потеряли доверие к банковской системе, а как дальше сложится ситуация, зависит полностью от банков, от их пиара и маркетинга».
В Таджикистане насчитывается 15 частных коммерческих банков и один государственный «Амонатбанк». Вполне вероятно, что два крупных банка страны «Агроинвестбанк» и «Точиксодиротбанк» после многомиллиардной господдержки также могут перейти в собственность государства.