Что может помешать развитию узбекско-таджикского бизнеса? Помимо визового режима, как оказалось, есть и масса других моментов. Один из главных – то, что мы находимся на разных ступенях развития…
После прихода к власти нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и взятого его правительством курса на улучшение отношений с соседними государствами между Таджикистаном и Узбекистаном резко стал увеличиваться товарооборот. По итогам первого полугодия, мы «наторговали» почти на 60 миллионов долларов, что в два раза больше объема аналогичного периода прошлого года.
В структуре товарооборота с нашей республикой Узбекистан уже обошел такие страны, как Иран и Афганистан, и на данный момент Таджикистан находится на пятом месте после России, Казахстана, Китая и Турции. А отношения между Таджикистаном и Узбекистаном, по словам таджикских чиновников, «еще более улучшаются с каждым днем».
Возможностей для бизнеса хоть отбавляй. Но пока у Узбекистана…
При этом на данный момент на таджикско-узбекской границе работают все также (всего) два КПП. В Таджикистане говорят, что в ближайшем будущем будут открыты дополнительные.
Для улучшения торгово-экономических отношений в начале этого года в Душанбе впервые была организована выставка товаров Узбекистана. Ответная, уже таджикской продукции, пройдет в Ташкенте в сентябре.
Все бы хорошо. Однако...
Таджикский экономический обозреватель Сафар Нурали полагает, что на данный момент экономика и компании Узбекистана лучше подготовлены для торговли с нашей страной.
По его мнению, этот факт представляет определенный риск для таджикского бизнеса ввиду своей небольшой капитализации и практическим отсутствием диверсификации в различных секторах экономики.
- В 2016 году ВВП Таджикистана составил 6.8 млрд. долларов США, в то время как ВВП Узбекистана - около 67.2 млрд. Наша страна в 2016 году экспортировала товаров и услуг на сумму 0.9 млрд. долларов, а импортировала на 3.3. млрд.
У Узбекистана же на это время такие показатели: 12.5 млрд. долларов на экспорте и 12.1 млрд. – на импорте, - говорит экономист. - Золото-валютные резервы у нашего соседа составляют, примерно, 20 млрд. долларов, а у нас, по неофициальным оценкам - около 3 месяцев импорта, то есть порядка 0.6 млрд. долларов.
В первом полугодии этого года объем таджикско-узбекского двустороннего товарооборота составил около 59 миллионов долларов. Более 34 миллионов долларов в общем торговом обороте обеих стран приходится на импорт узбекских товаров в Таджикистан, а свыше 24 миллионов – на экспорт таджикской продукции в РУ.
Далее, по мнению Нурали, развитию активных торговых отношений между двумя странами реально мешает визовый режим, который был введен между странами в начале 2000 годов, что далеко не способствует и активному сотрудничеству, и открытому перетоку товаров, человеческих ресурсов и капитала.
- Следующий важный момент, - продолжает эксперт, - это то, что обменный валютный курс в Таджикистане, как официальный, так и коммерческий, почти одинаков, а колебания незначительные. В то время как в Узбекистане существует официальный валютный курс и курс «черного рынка», который почти в два раза выше. Таким образом, узбекские компании, имеющие доступ к официальной конвертации, могут заработать в два раза больше, чем те, у кого такого доступа нет. Будет ли такое разрешение для таджикских компаний, продающих свою продукцию в Узбекистан – большой вопрос.
Также банковские и финансовые сложности при переводе денег из Таджикистана в Узбекистан могут возникнуть и у компаний соседнего государства.
Есть и плюсы, но в перспективе…
- Между странами, - продолжает Сафар Нурали, - до сих пор есть вопросы по демаркации государственной границы, отсутствует железнодорожное сообщение между южным Таджикистаном и Узбекистаном.
- Исторически Согдийская область более тесно связана с Узбекистаном, чем другие регионы республики, поэтому, скорее всего, торговые отношения будут быстрее налаживаться именно здесь, - отмечает эксперт. – Но все же это может произойти только после полной отмены визового режима между странами.
- Также следует признать, что в Таджикистане очень мало компаний, которые смогут конкурировать с узбекскими, особенно, в области промышленного производства. Узбекские компании получают серьезную поддержку от государства, в отличие о наших, которые, имея ограниченный капитал, старые технологии и устаревшее оборудование, не смогут представить экспортный потенциал на соответствующем уровне. В этом плане мы будем однозначно проигрывать, - убежден Нурали.
С другой стороны, отмечает экономист, рынок Узбекистана почти в 4 раза больше, и он открывает интересные перспективы для таджикского бизнеса, но опять же все упирается в слабую системную поддержку, ограниченность финансовых ресурсов, ноу-хау и технологичность отечественных компаний.
Таджикские предприниматели предпочитают завозить товар из Узбекистана контрабандой, так менее накладно…
«Понадобятся десятилетия»
И отдельный разговор о все той же политике визовых отношений, что стоит чуть ли не основным препятствием на пути отношений между нашими государствами на всех направлениях. На этот счет мнения отечественных и узбекских предпринимателей.
Узбекистан до нулевых годов нового столетия был одним из основных торговых партнеров Таджикистана. Годовой объем между двумя соседними странами превышал полмиллиарда долларов. К 2007 году размер таджикско-узбекского товарооборота снизился до 300 миллионов, а к 2014 он не составлял даже 100 миллионов долларов.
Согдийский бизнесмен Азиз Тешаев занимается поставками кожи для обуви из Узбекистана в Таджикистан. Никакого улучшения в торгово-экономических отношениях двух стран за последнее время он особо не почувствовал.
По его словам, ранее узбекские власти не разрешали экспорт кожи в Таджикистан, она завозилась в Согд контрабандным путем. И хотя сейчас Ташкент дал добро, однако, теперь уже надо платить таможне, налоговикам, милиции, пограничникам…
- Лучше завозить контрабандой: меньше хлопот и затрат, - говорит Тешаев.
Таджикский бизнесмен Тура Холмахмадов экспортирует атлас и адрас из Душанбе в Сурхандарьинскую область Узбекистана. Он жалуется на проблему с переводами денег.
- Сегодня между нашими странами не налажена даже простая почтовая система перевода денег, а идти на сделку с большими суммами наличных очень рискованно. Сотрудничество банковых структур двух государств на нулевом уровне, - замечает он.
Кроме того, по его словам «соседи почти ничего не знают о нас, нашей экономике, о возможностях в промышленности, торговле, инвестициях. Соответственно, бизнес особо не движется».
Предприниматель из Ташкента Джонибек Исматуллаев с начала текущего года начал поставки на таджикский рынок холодильных установок для торговых центров. Он считает, что работает сейчас только на свой страх и риск. А все потому, что…
- Между Ташкентом и Душанбе совершенно отсутствует договорно-правовая база по обоюдной защите прав предпринимателей и инвесторов. Для развития двусторонних торговых связей уже сейчас в срочном порядке необходимо открыть в столицах наших стран торгово-экономические представительства, образовать Узбекско-Таджикский деловой совет, - утверждает Исматуллаев.
Его соотечественник, предприниматель из города Карши Косимберды Холиков имеет предприятия по производству мебели для школьных и дошкольных учреждений.
С конца прошлого года он безуспешно пытается войти в таджикский рынок.
- Набирающее обороты торгово-экономическое сотрудничество между Таджикистаном и Узбекистаном сегодня обеспечивается в основном государственными предприятиями или крупными компаниями. Чтобы войти в эту сферу представителям же среднего и малого бизнеса еще понадобятся десятилетия, - уверен он.