Пока оператор Tcell не уплатит все недоимки в государственный бюджет, компании не удастся выгодно продать свои активы и спокойно уйти из Таджикистана.
Оператору сотовой связи Tcell никак не удаётся завершить свои дела в Таджикистане. На днях стало известно, что сделка между шведской компанией Telia, чьей "дочкой" и является Tcell, и Фондом Ага Хана по экономическому развитию (AKFED) сорвалась.
"Соглашение между AKFED и Tcell истекло, после того как Антимонопольная служба РТ не среагировала до срока истечения договорённости", — сообщает пресс-служба компании.
По условиям соглашения, подписанного в сентябре, Фонд Ага Хана должен был выкупить 60% акций Tcell. Выгода от сделки оценивается примерно в 13 миллионов долларов.
Представители шведского холдинга подчёркивают, что покупатель их таджикской доли — солидная, проверенная компания. А теперь сотовому оператору приходится искать нового покупателя, что будет весьма непросто.
"Мы предприняли все возможные меры в попытке завершить сделку. Потенциальный покупатель Tcell — Фонд Ага Хана, известный в регионе инвестор, давно ведущий дела с Tcell, и в его портфеле сегодня множество компаний. Сейчас день мы ищем альтернативные решения по вопросу собственности Tcell", — заявляет руководитель Евразийского подразделения Telia Эмиль Нильссон.
И всё же, в чём причина того, что шведский оператор не может свернуть бизнес в Таджикистане?
"К сожалению, сегодня на постсоветском пространстве многим компаниям приходится работать не в русле свободной рыночной экономики, а взаимодействовать с местными элитами. В таком формате очень трудно просчитывать риски и чётко понимать, стоит ли там вообще работать", — считает генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
По его словам, зачастую при выходе компании с рынка, власти хотят получить с этого определённые дивиденды, искусственно создавая условия, которые не могут быть приемлемы. Что неоднократно показывала работа Билайн и МТС в некоторых странах, где большая часть компании за копейки продавалась государству, а специальная аппаратура попросту национализировалась.
Насколько это применимо к текущей ситуации — неясно. Деньги любят тишину, и пока ни Антимонопольный комитет РТ, ни мобильный оператор не спешат с официальными обвинительными комментариями и громогласным поиском виновных.
Хотя, очевидно, скандинавы не слишком рады столь деятельному вмешательству в свой бизнес со стороны государства.
"Здесь всё решает человеческий фактор. Ещё несколько месяцев назад было принято решение о реализации части пакета акций. Но некие не вполне добросовестные чиновники не могут не то что утвердить, а даже согласовать условия сделки по Tcell. Притом что Фонд Ага Хана — это давний участник таджикского рынка", — отмечает председатель Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана (АОМСТ) Гафур Иркаев.
Однако человеческий фактор в данном случае базируется на вполне материальных интересах государства.
Напомним, что в конце января Налоговый комитет при правительстве Таджикистана выявил крупные задолженности у нескольких мобильных операторов в республике.
Представители Telia говорили о том, что фискальные органы РТ обязали Tcell выплатить 155 миллионов сомони (почти 20 миллионов долларов) в качестве задолженности по налогам и штрафам. Такая сумма "набежала" по итогам проверки с мая 2015-го по июнь 2016 года.
Аналогичные претензии, и причём в таком же размере, Налоговый комитет предъявил и российским мобильным операторам "Билайн" и "Мегафон".
И теперь, до тех пор пока этот финансовый спор не будет улажен, скандинавскому холдингу едва ли удастся покинуть Таджикистан без потерь.
Собственно, столь деятельное администрирование бизнеса со стороны властей стран Центральной Азии и стало причиной ухода шведского тяжеловеса из региона.
Ещё в 2015 году представители компании объявили, что Telia готовится покинуть евразийское пространство.
"Рынок в ЦА, и в частности — в Таджикистане, не является достаточно лакомым куском для многих западных компаний, чтобы там рисковать и потом, возможно, потерять инвестиции. В большинстве стран региона абсолютна непрозрачна система взаимодействия государства и бизнеса. Там отсутствует привычные рыночные механизмы, а присутствует скорее волевой", — пояснил Денис Кусков Sputnik Таджикистан.
Собственно, отправной точкой для Telia стал коррупционный скандал в соседней республике. Как выяснили аудиторы, а затем подтвердили и шведские прокуроры, компания выплачивала огромные суммы — сотни миллионов долларов Гульнаре Каримовой, дочери покойного президента Узбекистана Ислама Каримова, в качестве взяток, чтобы выйти на рынок в Узбекистане.
А поскольку для скандинавских компаний деловая репутация и прозрачные отчётности (не говоря уже о возможности уголовного разбирательства) являются неотъемлемой составляющей бизнеса, руководство Telia, вероятно, решило, что имиджевые потери серьёзно перевешивают потенциальные выгоды, а потому стоит уходить из региона и активизировать деятельность на родине, в Северной Европе.
Telia — телекоммуникационная компания, лидер рынков сотовой связи Швеции и Финляндии. Холдинг занимает шестое место среди телекоммуникационных компаний Европы. Компания образована в декабре 2002 года в результате присоединения финской Sonera к шведской Telia.