Власти республики облагают налогом "нереализованные доходы" телекоммуникационных компаний.
Налоговый комитет при правительстве Таджикистана выявил крупные задолженности у нескольких мобильных операторов в республике. Так, представители холдинга Telia Sonera заявили, что фискальные органы обязали оператора мобильной связи Tcell выплатить 155 миллионов сомони (почти 20 миллионов долларов) в качестве задолженности по налогам и штрафам.
Такая сумма "набежала" по итогам проверки с мая 2015-го по июнь 2016 года.
Надо сказать, что Tcell — далеко не единственный оператор, к которому предъявляют претензии налоговики Таджикистана. Глава комитета, Нусратулло Давлатзода сообщил в ходе пресс-конференции, что аналогичные претензии у его ведомства есть к компаниям "Билайн" и "Мегафон".
"Мне тяжело сказать, почему к нам обращено такое пристальное внимание. Мы со своей стороны стараемся работать максимально добросовестно, чтобы у нас не было никаких отклонений от действующего законодательства. Суть претензий нам до сих пор до конца непонятна, всё очень размыто — какое-то сокрытие налогов, какие-то неясные подсчёты", — прокомментировала Sputnik Таджикистан представитель "Билайн Таджикистан" Мария Веторази.
О том, что требования таджикистанских фискалов довольно туманны, говорят и в самой Tcell. Дескать, налоговики при расчётах учитывают некие гипотетические "нереализованные доходы", о которых нет ни слова в Налоговом кодексе РТ.
В самом Налоговом комитете ситуацию прокомментировать так и не смогли.
По словам председателя Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана (АОМСТ) Гафура Иркаева, такое внимание к финансовой отчётности мобильных операторов вызвано желанием выполнить требования по наполнению государственной казны.
"Когда компанию "Вавилон-мобайл" оштрафовали на 341 миллион и все суды были проиграны, комитет решил проверить остальные мобильные компании теми же методами. Обратите внимание — сумма-то штрафа примерно одинаковая", — заметил Иркаев.
И действительно, размер финансовых претензий к "Билайну", "Мегафону" и Tcell составляет 151-155 миллионов сомони.
По словам Иркаева, столь внезапное обнаружение долгов операторов стало возможно из-за того, что некоторые пункты Налогового кодекса можно трактовать двояко.
"В мобильной компании работают неглупые люди, в фискальных органах тоже. Но к сожалению, система построена таким образом, что не всем грамотным людям удастся доказать свою правоту", — полагает глава АОМСТ.
Перспективы оспорить подобное решение он оценивает как маловероятные. Реальная ситуация свидетельствует о том же.
"К сожалению, ни в одной судебной инстанции нам не удалось отстоять свою позицию, и на данный момент мы выплачиваем все суммы по искам", — пояснила Веторази.
Что касается ситуации вокруг Tcell, то глава фискального ведомства заранее уверен в успехе данной налоговой кампании.
"В настоящее время проходит судебное разбирательство. После принятия судом решения будем принимать меры по взысканию налогов и штрафов", — заявил Давлатзода, видимо, не сомневаясь, что если оператор и решит оспаривать решение суда, то непременно проиграет.
Проблема высокой налоговой нагрузки в РТ отмечают и зарубежные наблюдатели. Так Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов недавно заметил, что инвестиции со стороны РФ в республиканскую экономику сокращаются именно по этой причине.