Министерство финансов Таджикистана с целью сокращения бюджетных расходов заявило об ограничении закупок служебных автомобилей и мебели для нужд министерств и ведомств, а также ремонт государственных учреждений.
Однако стоит лишь взглянуть на сайт Государственного агентства по закупкам товаров, чтобы убедиться, что эти расходы остались прежними. О том, что расходы на нужды министерств и ведомств будут сокращены, заявили в январе этого года на пресс-конференции министр финансов Абдусалом Курбониён и его заместитель Джамшед Каримзода.
Спустя полгода, 29 июля на очередной пресс-конференции, глава финансового ведомства Абдусалом Курбониён сообщил: «Мы сократили затраты на второстепенные расходы – закупку мебели и машин для государственных организаций, а также ремонт зданий. За счет этого мы сэкономили 200 миллионов сомони бюджетных средств».
Ранее Джамшед Каримзода заявлял, что закупка автомобильного транспорта для государственных структур полностью прекращена. По его словам, сокращение второстепенных расходов – ремонт государственных зданий и закупку мебели является одним из пунктов антикризисной программы правительства. Тогда Минфин призвал государственные органы отказаться от этих затрат.
Но стоит взглянуть на план закупок Агентства по госзакупкам товаров, работ и услуг, чтобы убедиться, что государственные органы не жалеют и без того скудных бюджетных средств на покупку служебных автомобилей и мебель.
Например, как отмечается на официальном веб-сайте этой структуры, 29 июля этого года противопожарная служба МВД страны приобрела автомашину Lexus RX 350 за 109 тысяч 315 сомони. В апреле один из отделов МВД в Бободжон Гафуровском районе также приобрел автомашину (марка не указывается) за 85 тысяч сомони.
Беглый взгляд на график тендеров показывает, что власти в 2016 году закупали мебель и оргтехнику за счет бюджетных средств. Вот результаты проведенных тендеров, которые опубликованы на сайте Агентства:
* Налоговый комитет Таджикистана 20 июля 2016 года закупил мебель на сумму 492 тыс. 625 сомони.
* Исполнительный орган столичного района Фирдавси закупил мебель и ковролин - 10 мая 2016 года на сумму свыше 112 тыс. сомони и 31 апреля на сумму 233 тыс. 344 сомони.
Мебелью за счет бюджетных средств обзавелись также администрации Варзобского, Файзабадского, Бободжон Гафуровского районов, Генеральная прокуратура, Академия сельского хозяйства – расходы составили от 30 до 80 тысяч сомони.
Также немалы бюджетные расходы государственных структур на ремонт рабочих помещений и зданий.
Рустам Гулов, юрист и гражданский активист, как налогоплательщик возмущен таким «разбазариванием» бюджетных средств. «Как гражданин и налогоплательщик я не согласен с тем, чтобы за счет наших налогов чиновники приобретали себе дорогие машины. Каждому чиновнику должны быть предоставлены такие условия труда и заработная плата, которые он заслуживает», - сказал Гулов.
Марат Мамадшоев, таджикский обозреватель, считает, что такие закупки в период кризиса демонстрируют расточительность государственных органов. «Несмотря на официальные заявления, бюджетные средства не расходуются экономно. Например, власти намерены пышно и торжественно отпраздновать 25-летие независимости республики. Чиновники не жалеют бюджетных средств для собственных нужд. И это при том, что учителя и врачи во многих районах республики месяцами не могут получить свою зарплату», - говорит он.
Такие траты происходят на фоне того, что бюджет страны испытывает острую нехватку средств. Даже при составлении проекта бюджета на этот год законодатели «забыли» про 34 тысяч больных сахарным диабетом в стране, не предусмотрев для них закупку бесплатного инсулина.
По данным Минфина страны, в этом году в результате негативного воздействия экономического кризиса резко сократилась доходная часть госбюджета. Недавно президент Таджикистана Эмомали Рахмон указал сократить государственные расходы в объеме 450 миллионов сомони и данные изменения внести в бюджет нынешнего года.